30 ноября 2021 05:33

30 ноября 2021 05:33

фото: Владимир Кожунков

Нужные кадры

Когда отток работников переваливает за 10 процентов,коллектив превращается в контингент

В прошлом году на Приволжской магистрали произошло падение реальных доходов работников отдельных ведущих профессий.
Такая безрадостная информация прозвучала на прошедшем 25 февраля региональном социально-экономическом форуме, посвящённом итогам выполнения отраслевых соглашений и коллективных договоров в регионе Приволжской железной дороги за 2013 год. 

Так, на 1,2 процента снизилась заработная плата у слесарей комплексных бригад, занятых в текущем ремонте локомотивов, и составителей поездов. Ещё хуже дела только у монтёров пути: у них падение на 1,4 процента. На 0,7 процента сократились доходы слесарей на ТО-2, на  0,7 процента, у дежурных по станции – на 0,1 процента, у бригадиров пути – на 0,5 процента...

– В каждом профкоме должны внимательно разобраться с возникшей ситуацией и предложить свои варианты решения проблемы, – подчеркнул председатель дорожной территориальной  организации профсоюза на Приволжской железной дороге Ярослав Садивский.

Именно вопрос заработной платы – один из самых болезненных для большинства железнодорожников – стал наиболее обсуждаемым среди участников форума. К тому же в нём заложена главная причина другой проблемы – текучести кадров. По мнению заместителя начальника Приволжской дирекции управления движением Владимира Андреева, именно неудовлетворённость заработной платой привела в прошлом году к резкому оттоку специалистов со станции имени Максима Горького, причём самым провальным в этом смысле оказался четвёртый квартал 2013 года.

Локомотиворемонтным предприятиям, где, как уже было сказано, наиболее «уязвимой» оказалась категория слесарей, головной боли добавила чехарда с переходом парка в аутсорсинговую компанию. Вместе с передачей локомотивов на сервисное обслуживание в ООО «ТМХ-Сервис» ремонтные депо потеряли квалифицированных специалистов, а вакантные места занимать никто не спешит.

– Престиж профессии слесаря утрачен, – констатирует начальник ремонтного локомотивного депо Саратов Павел Иноземцев. – С нашего предприятия уволились 74  человека, в том числе и по причине перехода ремонтного комплекса в «ТМХ-Сервис». До того, как окончательно завершится этот процесс, уволиться поспешили работники, достигшие пенсионного возраста, чтобы получить соответствующие выплаты. 

Хуже всего ситуация складывается на предприятиях, расположенных в границах Волгоградской области. В этом регионе идёт наибольший отток кадров, и, по мнению Ярослава Садивского, необходимо принимать конкретные меры.

– По этому вопросу есть разные взгляды, – заметил Ярослав Олегович. – Кадровые службы говорят о текучести кадров в 10 процентов, то есть, по их мнению, ничего страшного не происходит, идёт естественный процесс обновления коллектива. В реальности же контингент монтёров пути в дистанциях поменялся на 30–35 процентов, осмотрщиков подвижного состава – больше чем на 25 процентов. Вот и получается, что вместо коллектива остаётся «контингент»: без «руля» и «ветрил», без традиций, без понимания задач, которые перед ним стоят.

Есть и другая сторона вопроса, обусловленная вмешательством объективных причин. Прогнозируемое на этот год снижение объёмов перевозок и, как следствие, сокращение доходной части компании требуют экономии ресурсов. В том числе и человеческих. Но даже в условиях ограничения расходов ОАО «РЖД» нацелено на сохранение конкурентноспособности заработной платы. Один из путей решения этой задачи – оптимизация численности.
В телеграмме вице-президента компании Дмитрия Шаханова от 26 сентября 2013 года чётко прописано: оптимизировать необходимо там, где есть реальное снижение объёмов работы. При этом алгоритм оптимизации численности должен быть чётко выстроен.

–  Сначала идёт изменение технологии производственного процесса, затем пересмотр и согласование нормативных документов. И только после этого должно происходить фактическое изменение численности работающих, – отметил на форуме заместитель начальника Приволжской железной дороги по кадрам и социальным вопросам Геннадий Нелипа. 

Подводя итоги 2013 года, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин сказал: «Рост заработной платы составил 9 процентов, в реальном исчислении это всего лишь 2,1 процента. То есть в компании обеспечивается рост заработной платы, но не теми темпами, которые были, например, в прошлом и позапрошлом году. С точки зрения качества работы и той ответственности, которую несут за неё люди, вопрос о необходимости повышения заработной платы вполне справедлив».

– Профсоюзы в этом вопросе также проявляют сдержанность и объективность, хотя я согласен, что с ростом ответственности работа должна оплачиваться выше. Но всё зависит от экономики компании, – подчеркнул Ярослав Садивский.

В целом по полигону Приволжской железной дороги рост реальной заработной платы был обеспечен на 2,5 процента к уровню 2012 года. Отметили на форуме и тот факт, что среднемесячная заработная плата работников железнодорожного транспорта превышает среднемесячный заработок в регионах расположения дороги: в Астраханской области – в 1,38 раза, в Волгоградской – в 1,36 , в Саратовской – в 1,58.

Юлия Табакаева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30