04 декабря 2021 23:45

04 декабря 2021 23:45

фото: Денис Селивёров

Есть контакт

Разработчики оборудования автоматики и телемеханики нашли способ решения давней проблемы путевых перемычек рельсовых цепей.
Такие сталемедные тросовые перемычки предназначены для подключения аппаратуры автоматики к рельсам. Их слабым местом остаётся болтовое соединение «штепсель – рельс». Именно из-за нарушения электрического контакта в этом соединении ежегодно на полигоне Приволжской железной дороги происходят отказы в работе рельсовых цепей и сбои кодирования автоматической локомотивной сигнализации.  

Суть проблемы и новый метод её решения прокомментировал начальник производственного участка Саратовской дистанции СЦБ Герман Кузьмин: 

– Потеря контакта происходит под воздействием вибрации, окисления металла контактных поверхностей болта перемычки и шейки рельса, износа самого болта при частом отключении для замены рельсов. 

По его словам, электромеханику СЦБ не всегда удаётся быстро найти и восстановить потерявшийся в соединении контакт. Известны случаи, когда затянувшийся отказ провоцировал эсцебистов на грубое нарушение правил безопасности движения. В качестве примера Герман Николаевич привёл события, произошедшие на станции Ельниково Южной железной дороги 22 декабря 1990 года. Тогда из-за потери контакта в соединении «штепсель – рельс» путевой перемычки на стрелке и грубых нарушений правил безопасности при устранении возникшего отказа произошла одна из самых больших трагедий в истории российских железных дорог. Печальный итог цепочки тех злополучных событий – крушение двух пассажирских и одного грузового поезда, десятки погибших и сотни пострадавших. 

– Чтобы обеспечить устойчивую работу рельсовых цепей, нам приходится выполнять внеочередные профилактические проверки, подбивку штепселей в рельсе, менять путевые перемычки, а это требует дополнительного времени и отвлечения от других, не менее важных дел, – подчеркнул собеседник. 

Всё иначе в конструкции современных втулочных путевых перемычек типа ДМСЭВ, первая партия которых недавно поступила в Саратовскую дистанцию СЦБ. По статистике именно в границах этой дистанции проблема надёжности работы рельсовых цепей стоит особенно остро. В продолжение разговора Герман Николаевич продемонстрировал путевую перемычку ДМСЭВ.

Новые перемычки оснащены оригинальным узлом крепления к рельсу, он отличается от традиционного тем, что штепселя снабжены промежуточной втулкой из медного сплава. При затяжке втулка деформируется, увеличивая площадь контакта болта в шейке рельса. В таком герметичном соединении ещё применяется специальная электропроводная смазка, которая будет дополнительно обеспечивать надёжный контакт.

Все 50 комплектов путевых перемычек с инновационным соединением в ближайшее время установят на главных маршрутах движения поездов. А оправдаются ли надежды эксплуатационников и гарантии производителей – покажет время.
Денис Селивёров
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31