27 ноября 2021 15:30

27 ноября 2021 15:30

фото: Алексей Шмалей

Работать по фэн-шую

Азиатская мудрость помогает железнодорожникам экономить миллионы

Годовой экономический эффект от внедрения технологий бережливого производства на Приволжской железной дороге превысил 29 миллионов рублей, это на 10 миллионов больше, чем в 2012-м. Каких результатов ждать в году наступившем, постарался узнать наш корреспондент.
Сегодня на Приволжской магистрали инструменты бережливости так или иначе применяют 63 предприятия. Для сравнения: в 2012 году эта цифра была вдвое меньше.

Логично, что в такой же пропорции увеличилось и количество «бережливых» железнодорожников – на 11 тысяч человек. Результат их плодотворной деятельности в прошлом году свидетельствует: эффективность системы бережливого производства напрямую зависит от количества вовлечённых в неё работников. 

– Если в 2012 году в рамках проекта «Бережливое производство» было внедрено 366 рационализаторских предложений, то в 2013-м их количество увеличилось до 643, – сообщил заместитель начальника конструкторско-технологического бюро Василий Хозяйкин. – В общей сложности в прошлом году на всех предприятиях реализовали 229 проектов улучшений, причём некоторые из них даже были тиражированы по сети. 

В настоящий момент к технологиям бережливого производства приобщено 16 процентов приволжан. Относительно прошлых лет этот показатель улучшился, и тем не менее очевидно: в перспективе мы должны стремиться к большему. 

– Система бережливого производства будет работать только в том случае, если в неё удастся вовлечь каждого железнодорожника, – считает главный инженер Приволжской магистрали Александр Смородин. – Наша цель заключается в том, чтобы абсолютно каждый железнодорожник, приходя на своё рабочее место, чувствовал себя неотъемлемой частью единого коллектива, одной команды, заинтересованной в повышении качества работы своего подразделения, предприятия и всей нашей компании.

Подобным подходом к организации рабочего процесса сегодня может похвалиться далеко не каждое предприятие. Среди передовиков в деле освоения инструментов бережливого производства – специализированная путевая машинная станция № 335, эксплуатационное вагонное депо Астрахань и Сенновская дистанция электроснабжения. Вся тройка месяц назад вышла в финал общесетевого конкурса на лучшее подразделение в проекте «Бережливое производство», и все показали себя там достойно.

– Можно сказать, что на данных предприятиях, в соответствии с распоряжениями и указаниями ОАО «РЖД» и начальника дороги, работа организована по японской системе «кайдзен», благодаря чему удалось значительно сократить непроизводительные потери, – комментирует Василий Хозяйкин. – «Кай» означает «перемена», «дзен» – «мудрость». В этом и заключается суть системы «кайдзен»: большое количество, казалось бы, малых, незначительных улучшений приводит к существенному росту качества работы компании в целом.

Беда в том, что большинство наших железнодорожников сегодня ещё не готовы трудиться «по фэн-шую» и продолжают работать, полагаясь на «авось». Некоторые предприятия, которые, согласно отчётным данным, внедряют у себя инструменты бережливого производства, на деле «пользуются» ими лишь на бумаге. 

– Далеко не все наши службы, дирекции и предприятия добросовестно относятся к бережливому производству, – констатирует начальник конструкторско-технологического бюро Роман Прокопчук, через руки которого проходят все проекты улучшений, разрабатываемые на полигоне дороги. – Так, в сентябре минувшего года во всех подразделениях, участвующих в данном проекте, проводились специальные аудиты. В результате на 31 предприятии работу признали неудовлетворительной, а на десяти – вообще формальной. 

Чтобы в корне изменить сложившуюся ситуацию, в течение прошлого года основам бережливого производства обучили 113 руководителей и специалистов структурных подразделений, работающих на полигоне Приволжской. Одновременно с этим на предприятиях проводились семинары и выездные технические занятия. Таким образом, сегодня о бережливости знают или хотя бы слышали практически все железнодорожники. Но, к сожалению, это не означает, что все они, даже после технических занятий, начинают применять азиатскую мудрость на практике.

К примеру, в Приволжской дирекции материально-технического обеспечения из 284 участников таких занятий только 30 человек приобщились затем к бережливому производству – это чуть больше 9 процентов! В Приволжской дирекции тяги показатель ещё ниже: всего один процент вовлечённых от общего количества слушателей...    

– Это говорит о том, что в данных подразделениях вовлекаются в дело лишь рабочие группы. В основном инженерный состав, а не работники, находящиеся «у колеса», – считает Роман Прокопчук. – Соответственно, об инициативе «снизу» речи пока вообще не идёт.

Как бы то ни было, в 2014 году, согласно распоряжению Александра Смородина, к бережливому производству необходимо приобщить максимальное количество железнодорожников во всех структурных подразделениях. Это нужно для разработки и внедрения так называемых межфункциональных проектов, в которых будут задействованы все смежные хозяйства. Руководство ОАО «РЖД» уверено, что за такими «сквозными» технологиями – будущее. 

Так, сегодня на Приволжской железной дороге близится к завершению первый этап межфункционального проекта «Совершенствование технологий вождения поездов на плече Аксарайская-2 – Волжский – Морозовская», в котором одновременно задействованы локомотивщики, путейцы, вагонники, движенцы, представители других хозяйств. Реализация только одной этой масштабной задумки в перспективе должна дать годовой экономический эффект в размере 27 миллионов рублей.
Алексей Шмалей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30