08 декабря 2021 14:45

08 декабря 2021 14:45

фото: Любовь Шмакова

Из смены в смену

Стаж, опыт, профессионализм – всё работает на успех

Уже 35 лет он работает по двенадцать часов в смену в ремонтном локомотивном депо Волгоград. За эти годы пункт технического осмотра стал для него вторым домом. Я встретилась с Евгением Матохиным утром, когда он после окончания ночной вахты ещё решал вопросы в отделе кадров.
В депо Евгений Григорьевич пришёл, как принято говорить, молодым и неопытным слесарем-электриком второго разряда – сразу после армии. Предшественников-железнодорожников в его семье не было, он первым избрал эту стезю. Наставником в те годы стал для новичка Владимир Ужастов, специалист с большой буквы. Потом Евгений укреплял полученные навыки, сдавал экзамены – и «дорос» до высокого пятого разряда, который по новой квалификационной сетке приравнивается к седьмому. Сегодня Матохин и сам наставник. Своим стажёрам, молодым ребятам, он передаёт знания, необходимые для качественного ремонта. Но не только это.

– Для начинающего особенно важны все нюансы техники безопасности, – делится опытом Евгений Григорьевич. – Во-первых, работа связана с высоким напряжением контакта в 27 киловольт. Прежде чем что-либо сделать, нужно всё проверить и тысячу раз обдумать свои будущие действия. Во-вторых, в локомотиве очень тесно, надо быть предельно аккуратным, чтобы не задеть лишние детали. В-третьих, осмотр надо проводить без спешки, ведь можно случайно пропустить место поломки. Слесарь-электрик по осмотру и ремонту локомотивов должен быть предельно внимательным. 

С одной стороны, вроде бы простые правила, но они многие годы проверялись и закреплялись на практике. Евгению Григорьевичу приходилось восстанавливать локомотивы после самых разных поломок, в том числе серьёзных, например, полученных в результате пожара. 

Вначале – осмотр, затем – ремонт. Локомотивы приходят не новые, за ними нужен глаз да глаз. Тем более что за смену требуется обследовать и устранить неисправности в 11 машинах – это норматив. Хотя раз на раз не приходится: может быть четыре локомотива, а может – и все восемнадцать... В ПТО стоят электровозы с разных направлений: петроввальские, анисовские, волгоградские, есть и «соседские» – с Северо-Кавказской железной дороги. 

За свои старания, за добросовестный труд на железнодорожном транспорте и большой вклад в обеспечение его устойчивой работы Евгений Матохин в 2013 году был удостоен знака «Почётный железнодорожник ОАО «Российские железные дороги». Как заслужить такое звание? Тут мой собеседник смутился. «Наверное, надо хорошо работать», – ответил коротко. Конечно, он на «отлично» знает, как вернуть локомотиву жизнь, но вот таким вопросом – «что сделать, чтобы...» – задаваться не приходилось. Надо просто выполнять свои обязанности на совесть – что же ещё? 
– Человек должен работать, – считает Евгений Григорьевич. – Если б не это, мы бы до сих пор по деревьям прыгали.

Конечно, разговор, проходивший в предновогодние дни, коснулся приближающегося праздника. 

– Как будете встречать 2014-й? – поинтересовалась я. 

– В ночь с 31 декабря на 1 января я работаю, – вздохнул Матохин. – Грузы идут, пассажиры едут, железная дорога не останавливается. А я – часть этой большой системы. 

– Считается, как новый год встретишь, так его и проведёшь. Значит, у вас будет много работы?

– Не бывает такого, чтобы весь год – один сплошной праздник. А если у кого-то и получается, то это уже праздность, не иначе. 

В наступающем году Евгений Григорьевич пожелал и себе, и всем железнодорожникам нашей большой страны жить немного лучше, чем в суетливом уходящем 2013-м.  
Любовь Шмакова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31