27 ноября 2021 23:42

27 ноября 2021 23:42

фото: Владимир Кожунков

Человеческий фактор

По-прежнему именно он подводит чаще всего

Ответственных за безопасность движения хватает: начальники предприятий, главные инженеры, бригадиры... Ревизоров тоже много, включая общественных. Они выявляют ошибки, выдают предписания по их устранению. Люди прислушиваются, но не каждый принимает к исполнению. В результате – сходы, разборы, наказания.
На перегоне Пост 6 километр – Спартановка Волгоградской дистанции пути 6 ноября этого года был допущен сход путевой машины ПБ-01 № 27. Причина – человеческий фактор. Одно нарушение повлекло за собой другое. За несколько дней до случившегося руководитель работ дистанции О.Г. Маракулин приступил к выгрузке рельсовых плетей, не обеспечив подготовку фронта работ. По окончании работ движение поездов было открыто с передачей уведомления поездному диспетчеру В.А. Панину, но габарит не был приведён в соответствие с требованиями инструкции. 5 ноября бригадир по контролю В.А. Каючкин проводил осмотр перегона. В ходе этого он выявил нарушение: рельсовые плети, расположенные внутри рельсовой колеи, выше головки рабочих рельсов. Бригадир Каючкин ознакомил с результатами проверки исполняющего обязанности дорожного мастера П.Н. Зелений, но тот, в свою очередь, мер к устранению неисправности не принял. В день схода на перегоне работала путейская бригада.

Результат: из-за взаимодействия нижней части корпуса редукторного привода ПБ-01 № 027 с выступающими рельсовыми плетями, уложенными внутрь колеи, произошло обезгруживание колёсных пар с последующим выходом из зацепления с рабочими рельсами. За пределами рельсовых плетей, уложенных внутри колеи, произошёл провал экипажной части ПБ-01 № 027 со сходом обеих колёсных пар, дальнейшим разрушением подрельсовых скреплений и железобетонных шпал. Все эти звенья в цепи связывает одно обстоятельство: нарушены требования «Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов». 

На всех выездных рабочих собраниях руководители подразделений и Волгоградского территориального управления не раз анализировали этот случай, доносили информацию до всех работников дистанций пути. Однако была замечена опасная тенденция: всё чаще в журналах стали появляться отписки. Замечание есть, запись о принятых мерах тоже есть, а вот проблема на самом деле не устранена. 

Недавно в регионе состоялась контрольная проверка устранения замечаний, выявленных в ходе осеннего комиссионного осмотра начальника дороги. И выяснилось: замечания по стрелочным переводам занесены в журнал, но не устранены по станциям Ложки, Суровикино, Канальная. На станции Чир на стрелочном переводе №18 выявлено критическое расстояние 1471 мм (нужно пояснение!!!) согласно пункта 15 ПТЭ, однако движение по стрелочному переводу не закрывалось. На станции Тингута на стрелочном переводе № 3 не произведено выкрашивание сердечника, усовика крестовины, стыка рамного рельса, в результате чего ограничена скорость движения всем поездам – не более 25 километров в час.  Примеры нарушений можно продолжать.  

Другими словами, многие замечания комиссии начальника дороги были устранены фиктивно – это и было обнаружено в ходе контрольного осмотра месяц спустя. В результате только за 14 ноября текущего года по Сарептской дистанции пути было принято семь запретных мер: четыре ограничения скорости до 40 километров в час, два ограничения до 25 километров в час и закрытие движения по боковому направлению на станции Канальная – по стрелке № 15.

Оценку ситуации, сложившейся в уходящем году, дал заместитель главного ревизора дороги по безопасности движения поездов на территории Волгоградского региона Владимир Черныш:

– В 2013 году у нас было зафиксировано три случая схода подвижного состава: всем известные события в Белой Калитве 9 мая, в июле – сход в организованном поезде на перегоне Чир – Суровикино и сход 6 ноября. Только один случай был допущен по технической причине – излом боковины, в остальных сыграл большую роль человеческий фактор. Уже исходя из этого можно судить о крайне негативном обеспечении безопасности движения поездов. В следующем году мы планируем улучшить ситуацию приблизительно на 20 процентов – за счёт технического обновления и автоматизации процесса производства. Работу по минимизации человеческого фактора надо, безусловно, усилить. Я имею в виду прежде всего  подготовку и повышение квалификации кадров, контроль со стороны руководства предприятий и структурных подразделений дороги, ревизорского аппарата, а также, что немаловажно, ответственность каждого железнодорожника за свой труд. 
Любовь Шмакова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30