фото: из архива дистанции

Три долгих минуты

При возникновении нестандартных ситуаций проявляется профессионализм тех, кто трудится на железной дороге

Дежурный по переезду Тимашевской дистанции пути Людмила Жучкова в неординарной ситуации действовала чётко и оперативно и предотвратила возможное столк­новение автомобиля и поезда.
Этот случай произошёл 9 апреля в 13.16. На железнодорожный переезд, что находится на 120-м км на въезде в город Тимашевск, выехал автомобиль «Хёндай-Соната», и у него прямо на рельсах произошла поломка ходовой части.

ДП.jpg
– Я как раз была на улице и готовилась к комиссионному осмотру, занималась побелкой и покраской, – вспоминает Людмила Жучкова. – Услышала, как по громкой связи дежурный по станции объявила о том, что приближается поезд с Гречаной Балки, видела, что на резинокордовое покрытие заехала машина. Как вдруг что-то громко хрустнуло, и у неё отлетело переднее колесо.

Это произошло практически в тот момент, когда зазвенела переездная сигнализация, оповещающая, что поезд заехал на ближайший блок-участок и приближается к переезду, после чего автоматически закрываются шлагбаумы и поднимается УЗП. А вышедший из строя автомобиль загородил путь.

Дежурный по переезду не растерялась, в первые же секунды после происшествия включила заградительную сигнализацию для поездов, предупредив тем самым об опасности машиниста, остановила грузовой поезд, который уже приближался к переезду и находился недалеко от него. Сообщила о препятствии на пути дежурному по станции, и та связалась с машинистом по радиосвязи, проинформировала дорожного мастера Александра Овчаренко, поскольку это его участок пути и переезд, а также диспетчера дистанции.

– Я в дистанции, можно сказать, новичок, работаю с 21 августа прошлого года, а самостоятельно дежурным по переезду – со 2 декабря, в моей практике это был первый такой случай, – рассказывает Людмила. Несмотря на небольшой стаж, она чётко знала, что следует делать в такой ситуации, как правильно поступить.

Прежде чем приступить к самостоятельной работе, дежурный прошла обучение, потом стажировку и практику с опытным наставником, а ещё сдавала экзамены.

Предотвратив опасность наезда, Жучкова остановила проезжающую мимо «ГАЗель» и попросила водителя помочь вытянуть неисправную машину с переезда. Интересно, что на переезде для таких случаев имеется трос, и он пригодился. Неисправный автомобиль прицепили к «ГАЗели» и вытащили «Хёндай» с пути, потому что вытолкать автомобиль вручную из-за поломки ходовой части было невозможно.

– Я, конечно, волновалась, когда «Хёндай» без колеса, наклонённый одной стороной вперёд, тянула машина. Легковушка скрежетала по асфальту так, что я боялась, что она сейчас развалится, останется лежать на переезде и убрать её без помощи крана будет просто невозможно. И тогда, вероятно, будет перерыв в движении поездов, а это всегда очень неприятно. В тот момент я хотела только одного – чтобы этого не произошло, – делится Людмила пережитыми эмоциями. – К счастью, всё обошлось.

Поломанный автомобиль оттащили на обочину дороги, за шлагбаум, где он никому не мешал, и там оставили. Когда переезд был освобождён, дежурный убедилась в том, что его устройства и путь не повреждены, позвонила дежурному по станции и открыла движение поездов.

На все эти действия Жучковой понадобилось всего три минуты, и поезд, шедший со стороны Гречаной Балки, беспрепятст­венно проследовал по своему маршруту на станцию. Всё окончилось хорошо.

В жизни железнодорожника бывают моменты, когда события, происходящие в считанные минуты, накладываются друг на друга, а темп жизни становится невероятно интенсивным. И тогда успешное завершение нестандартной ситуации зависит в первую очередь от выучки и самообладания.

Переезд, где произошло ЧП, – охраняемый, первой категории, с дежурным работником, с интенсивным движением, особенно в летнее время. Там всегда много машин и много поездов, которые следуют на юг, к морю, и обратно.
В сутки через этот переезд проезжают в среднем более 12 тыс. автомобилей. Быть дежурным на таком переезде – особо ответственная задача: нужно быть предельно собранным и внимательным.

Помимо наблюдения за автомобилями, дежурный должен встретить и пропустить поезд, убедиться, что проезжая часть свободна и ничто не препятст­вует для движения, проверить, как закрылись шлагбаумы, поднялись плиты УЗП. А во время следования поезда он обязательно осматривает подвижной состав, следит за планкой нижнего негабарита. При обнаружении неисправности сообщает об этом, а при падении планки немедленно останавливает движение поездов.

Иногда дежурному приходится регулировать на переезде движение автомобилей, особенно в час пик, следить за тем, чтобы водители держали определённую дистанцию между машинами, выезжая на него, а не лезли вперёд и не скапливались на переезде, рискуя оказаться в «ловушке» между поднявшимся УЗП и закрывшимися шлагбаумами.
Для всего этого нужно умение руководить людьми и твёрдый характер.

– Людмила работает в дистанции немного, но уже показала себя с положительной стороны, – считает заместитель начальника Тимашевской дистанции пути по кадрам и социальным вопросам Оксана Москвина. – Людмила – молодой дисциплинированный сотрудник, на которого можно положиться, и она не подведёт. Эта дежурная всё время учится: она прошла курсы подготовки дежурного по переезду, потом стажировку и приступила к самостоятельной работе. У неё есть опыт труда в путевом хозяйстве, полученный ещё до нашей дистанции, правда, не на железной дороге, а в метрополитене, где она была стрелочником и трудилась там вместе с мужем.

Людмила сегодня – подменный дежурный, выходит на смену за тех сотрудников, которые находятся в отпуске или на больничном. Она трудится на переездах, что находятся на Химбазе и 120-м км.

До устройства в дистанцию Людмила успела поработать и в Сбербанке, у неё есть экономическое образование. Муж Людмилы, Николай Жучков, тоже работает в Тимашевской дистанции пути. Он устроился в дистанцию после армии, потом 4 года работал в Москве, а в 2008 году опять вернулся на железную дорогу.

Сейчас он дорожный мастер укрупнённой бригады, которая выполняет задачи по территории обслуживания всей дистанции. Николай учится в РГУПСе, чтобы получить высшее профессиональное образование.

После возвращения из Москвы семья жила в Приморско-Ахтарске, откуда мужу было сложно добираться на работу, в итоге они переехали на постоянное местожительство в Тимашевск. У супругов двое детей. Старшая дочь, Полина, заканчивает 11-й класс, ей 17 лет. А младший, Даниил, учится в 3-м классе.

В Тимашевской дистанции пути находятся на обслуживании 12 переездов с дежурными работниками, а всего их 20. Многие из них находятся в зоне с очень интенсивным автомобильным движением, необходимо учитывать и то, что именно через этот район идёт единст­венная бесплатная автотрасса с севера к Чёрному морю, поэтому в нормальный курортный сезон переезды здесь становятся настоящими горячими точками. Все эти факторы требуют от работников дистанции пути особой бдительности, грамотности и самоотдачи.


Александр Панченко
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/