03 декабря 2020 19:50

03 декабря 2020 19:50

фото: из архива ДЖД

Детская магистраль – это космос

В минувший понедельник, 9 ноября, Ростов­ской детской железной дороге имени Юрия Гагарина исполнилось 80 лет.
Идея строительства детской железной дороги в Ростове-на-Дону, по тогдашней традиции, принад­лежала молодёжи середины 1930-х годов. А в мае
1936-го группа ростовских школьников приняла участие в совещании строителей детских железных дорог под председательством академика-транспорт­ника Владимира Образцова. И уже в 1937 году в Ростове начали работать кружки юных железнодорожников, как учреждение дополнительного образования, а позже стартовало и само строительство.

Узкоколейку длиной 3,5 км проложили кольцом вокруг Балабановской рощи, высаженной в конце XIX века по приказу городского головы Нахичевани-на-Дону Минаса Балабанова (теперь это парк имени Островского Ростова-на-Дону).
К моменту открытия детской железной дороги было построено паровозное депо и две станции. По тем временам магистраль была неплохо оснащена: в депо разместились мастерские с токарным, токарно-винторезным, фрезерным, строгальным и сверлильным станками. Оба перегона были оборудованы электрожезловой системой, телефонной и телеграфной связью. В своём распоряжении ДЖД имела состав «Малыш» из 5 мягких двухосных вагонов, по 12 мест в каждом, построенных по проекту Днепропетровской ДЖД, паровоз
ЮП-305 и двухосный мотовоз Муг/2.

Торжественное открытие детской железной дороги, состоялось 9 ноября 1940 года. Но, проработав всего несколько месяцев, она была закрыта в начале Великой Отечественной войны. Для обеспечения сохранности станки и весь подвижной состав был эвакуирован в Тбилиси. А в 1945 году, когда город Ростов даже ещё не был полностью восстановлен после войны, началась «реанимация» разрушенной войной ДЖД. Она была полностью завершена в ноябре 1949-го.

К этому времени дорога имела уже три станции: Победа, Оборонная (ныне – имени Вити Черевичкина) и Солнечная. Малая магистраль была оборудована электрожезловой системой с аппаратами конструкции инженера Трегера, межстанционной телефонной и телеграфной связью, внедрена автоматическая блокировка. На станции Оборонная были смонтированы однокрылые входной и выходной семафоры.

В 1961 году детская железная дорога получила имя 1-го космонавта планеты Юрия Гагарина.

В разные годы магистраль подвергалась реконструкции и модернизации, по её рельсам следовали уникальные локомотивы и поезда под названиями: «Малыш», «Голубой экспресс», «Зелёный экспресс», «Октябрёнок», «Пионер», «Мирный», «Атаман Платов», «Тихий Дон».

Сейчас на Ростовской детской железной дороге идёт масштабная реконструкция. Но обучение юных железнодорожников не прекращается даже в этот период, осложнённый неблагоприятной эпидемической обстановкой в регионе из-за пандемии covid-19. Сейчас оно ведётся онлайн-формате.

Марина Кулакова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31