03 декабря 2020 13:29

03 декабря 2020 13:29

фото: Владимир Бураков

Реставрация в деталях

Железнодорожники тщательно воссоздали раритеты времён Великой Отечественной войны

В народном военно-историческом музейном комплексе «Самбекские высоты», открытом 30 августа, представлен железнодорожный подвижной состав времён Великой Отечественной войны.
Он восстановлен в Ростове-на-Дону по чертежам и под руководством подразделения по сохранению исторического наследия Северо-Кавказского центра научно-технической информации и библиотек работниками филиала компании «ЖД-Ретросервис».

– Бесхозный вагон-теплушка был обнаружен местными поисковиками на заброшенном пути законсервированной железнодорожной линии неподалёку от хутора Красновка Тарасовского района Ростовской области, – рассказывает начальник подразделения по сохранению исторического наследия Северо-Кавказского центра научно-технической информации и библиотек Владимир Бураков.

Известно, что на одноимённой станции зимой 1942–1943 годов героически сражались 13 гвардейцев роты лейтенанта Ликунова. Ценой своих жизней они на протяжении суток сдерживали фашистское наступление, не позволяя пройти вражеским эшелонам к Миллерово и далее к Сталинграду.

Гвардейцы сражались, пока не кончились боеприпасы, а затем попытались вырваться из окружения, вступив в рукопашный бой. Все они были посмертно удостоены звания Героя Советского Союза и похоронены здесь в братской могиле. Памятный знак установлен в честь присвоения хутору Красновка почётного звания «Рубеж воинской доблести».

– Такие теплушки во время Великой Отечественной войны массово использовались для людских воинских перевозок, эвакуации промышленных предприятий на начальном этапе войны, а также для перевозки воинских грузов к местам сражений, – продолжает Владимир Бураков. – Вагон поступил на реставрацию в плачевном состоянии. С него пришлось снять всё деревянное покрытие, оставив лишь металлический остов, который был тщательно зачищен от ржавчины. Затем на него вновь установили крышевые дуги, стены, воссоздали внешнее и внутреннее убранство. Все эти детали были восстановлены по чертежам, которые хранятся в альбомах нашего подразделения.

Так вагон приобрёл свой первоначальный вид, который соответствует эпохе Великой Отечественной, включая содержание надписей и рисунков. Были восстановлены старый герб МПС, надписи «40 человек – 8 лошадей», реальный инвентарный номер, а также знак его принадлежности к Орджоникидзевской железной дороге. На борту появился и круг со звездой – обозначение, что вагон переоборудован под воинские перевозки. А внутри – нары и печь-буржуйка.

– Для того чтобы даже шрифт и стиль соответствовали времени, мы разыскали альбом надписей на вагонах, относящихся к 1943 году. Единственное, что отличает вагон от оригинала, это трафарет, что вагон был осмотрен на станции Красновка. Он появился по просьбе местных жителей, – уточняет начальник подразделения.

Железнодорожную экспозицию комплекса «Самбекские высоты» дополнила и открытая платформа для перевозки грузов, используемая в годы Великой Отечественной войны, которая также была восстановлена в Ростове. Её отыскали в Чеченской республике, в Гудермесе, и силами Южного военного округа доставили на реставрацию. Работы продолжались в течение 2 недель, согласно старым чертежам.

– Этот подвижной состав, как выяснилось, был построен в 1920-е годы, – говорит Владимир Бураков. – Были использованы старые швеллеры польского производства. Каждую утраченную деталь – ковку, хомуты, стойки, петли и многое другое – пришлось заказывать специально. Со служебными надписями на платформе поступили так же, как и с теми, что были на теплушке: детально восстановили согласно подлинным документам военных лет.
К реставрации подошли настолько серьёзно, что даже рельсы, на которые поставлен в музее исторический подвижной состав, – те самые, которые эксплуатировались на железной дороге в период Великой Отечественной. Рельсы Р43 взяты с того же заброшенного пути около станции Красновка.

Если добавить к этому использование при капитальной реставрации качественных материалов, хорошо высушенного леса и современных красок, то можно быть уверенным, что посетители народного музея «Самбекские высоты» смогут любоваться железнодорожной экспозицией ещё долгие годы.

Музей, в котором представлен железнодорожный подвижной состав, организован на месте, где 77 лет назад был прорван Миус-фронт – хорошо укреплённая линия обороны гитлеровцев. Бойцы Красной Армии поставили окончательную точку в истории оккупации Ростовской области, подавив оборону фашистов. Военные историки сравнивают его неприступность с линиями Маннергейма и Мажино.

Как сказал в минувшее воскресенье на открытии музея губернатор Ростовской области Василий Голубев, народный музейный комплекс «Самбекские высоты» встаёт сегодня на защиту исторической памяти о Великой Отечественной.

«Это наша благодарная память о простых, скромных, мужественных людях, изменивших мир. И, наконец, это огромное человеческое спасибо от новых поколений. Будем помнить всех, кто погиб в боях, в оккупации, приближая освобождение от фашистов», – говорилось на торжественном митинге в честь открытия.

Марина Кулакова