14 июля 2020 13:49

14 июля 2020 13:49

В атмосфере взаимного доверия

При активном участии дорожного ревизора по безопасности движения поездов Рафаэля Шаяхметова наводится порядок в учёте деталей при ремонте подвижного состава.
Во время планового ремонта вагона все его ключевые узлы проходят проверку по базе данных в «Автоматизированной системе учёта и контроля выполненного ремонта и комплектации грузового вагона». И если какие-либо из них не соответствуют критериям, они изымаются из подвижного состава. Срабатывают барьерные функции.

– Как показал анализ, основная причина срабатывания барьерных функций заключается в ошибочных действиях персонала при выпуске вагонов из ремонта, – поясняет Рафаэль. – Проведённое нами расследование показало: перед тем как внести в систему макет вагона со всеми номерными деталями, кто-то из работников не всегда проверял информацию, кто-то делал ошибки. Порой изначально не были проверены поступившие на ремонтное предприятие детали. Пришлось разбираться в «истории» практически каждого колеса, каждой надрессорной балки.

Эта кропотливая и системная работа, проведённая под руководством Шаяхметова, потребовала максимальной отдачи вагонников на всех уровнях – от рядовых исполнителей до руководителей. Постепенно в данных наводится порядок. За 4 месяца текущего года количество срабатываний барьерных функций сократилось на 40% по сравнению с  аналогичным периодом прошлого года.
Свой трудовой путь Рафаэль Шаяхметов начал в 2004 году, когда после учёбы в РГУПСе его распределили в вагонное депо Лихая. В его послужном списке разные должности – рабочие, инженерные и руководящие. И своим богатым практическим опытом, а также глубокими знаниями он щедро готов делиться с другими.

По его мнению, проблемы безопасности движения поездов не делятся на «свои» и «чужие», существующие в разных железнодорожных хозяйствах. Есть система, в которую вносит вклад каждый железнодорожник. Сегодня на первый план вышла необходимость проведения профилактической работы с непосредст­венными участниками перевозочного процесса. И заключается она не только в осуществлении контроля выполнения персоналом их должностных обязанностей, но и в воспитании чувства ответственности и нетерпимости к нарушениям норм безопасности движения в принципе.
В своей деятельности Рафаэль Шаяхметов широко применяет риск-ориентированный подход. Дорожный ревизор поясняет: это означает работать на опережение, при проверке своевременно выявлять недостатки. Он не боится, что во время анализа ситуации может возникнуть определённая напряжённость в отношениях между проверяющим и представителями структурного подразделения.

– Моя задача – во время проверки постараться создать спокойную и деловую обстановку сотрудничества. Ни в коем случае не оказывать давления. Больше пользы будет, если построить проверку в атмосфере взаимного доверия, убедить проверяемого в том, что они с ревизором единомышленники. Тогда все погрешности видны как на ладони. Ведь, чтобы локализовать проблему, нужно сообща разобраться в природе недостатков или упущений. Здесь важно детально выяснить и изучить, почему это произошло. И только после тщательного анализа вносить предложения о предупредительных мерах.

Факторный анализ рисков, возникающих на предприятиях, показывает: одним из основных, помимо технических отказов, является человеческий фактор. Любая, даже малейшая оплошность, которая может показаться незначительной, чревата опасными, а то и трагическими последствиями. В этих условиях, считает Шаяхметов, на каждом предприятии необходимо выстроить работу по конкретному плану.

Самым важным и интересным в своей повседневной работе Рафаэль считает общение как с руководителями, так и с рядовым составом. Ему всегда хочется понять, кто и как относится к делу. Особенно приятно видеть положительную динамику по результатам проверок.

Культура безопасности формируется за счёт воспитания у каждого работника таких прин­ципов, при которых он не способен отступать от принятых в отрасли норм и правил. Одна из главных её заповедей – не пройти мимо нарушения.

– Рафаэль Шаяхметов – профессионал, прошедший хорошую производственную школу, – так отзывается о нём первый заместитель главного ревизора дороги по безопасности движения Александр Крохин. – Он принципиален и никогда не ограничивается лишь составлением акта ревизии, а добивается, чтобы реакция на него была быстрой и эффективной. Выстраивать дружеские отношения с коллегами ему помогают коммуникабельность и чувство юмора. Кроме того, он отличный наставник для молодых ревизоров.
Марина Флегматова