28 сентября 2020 15:05

28 сентября 2020 15:05

Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: Александр Дряев

Проекты быстрого реагирования

Предложения новаторов ДАВС позволяют избежать потерь времени в ходе аварийно-восстановительных работ и подготовке к ним.
Артём Петров,
 главный инженер Северо-Кавказской дирекции аварийно-восстановительных средств

 – С какого момента в дирекции стали заниматься внедрением принципов и методов бережливого производства?

 – В дирекции стали применять принципы и методы бережливого производства с 2016 года. И начали мы с программы недельных улучшений (SWIP) в восстановительных поездах №204 станции Тихорецкая, №308 станции Прохладная, №718 станции Краснодар. Выполнение этой программы позволило создать безопасные условия труда, организовать рабочие места в соответствии с требованиями системы 5С, сократить время на ремонт оборудования. В 2017 году программы недельных улучшений были реализованы в восстановительном поезде №102 Ростов-Главный и ремонтных мастерских восстановительного поезда №204 станции Кавказская.

 Подразделениями, где осуществляются проекты, стали восстановительные поезда станций Ростов-Главный, Тихорецкая, Тимашевская и Адлер. В 2016 году было реализовано 4 проекта бережливого производства.

 – Какие из них заслуживают, на ваш взгляд, особого внимания?

– В восстановительным поезде станции Ростов-Главный реализован проект «Расположение восстановительного поезда на одном пути».

До внедрения проекта состав восстановительного поезда станции Ростов-Главный базировался на двух путях, в связи с чем при отправлении поезда к месту проведения работ возникали неоправданные потери времени из-за необходимости производства маневров по его объединению на одном пути перед отправлением. Также возникал риск отправки восстановительного поезда с превышением нормативного времени (27 минут). Для ликвидации этих потерь была проведена работа по перестановке всего состава поезда в одну линию. Благодаря реализации проекта удалось на 8 минут (на 29,6%) снизить нормативное время отправления восстановительного поезда.

В восстановительном поезде станции Тихорецкая был реализован проект «Оптимизация схемы отправления автолетучки «Урал». Более рациональное размещение в автолетучке «Урал» инструментов и оборудования позволило сократить нормативное время её отправления на аварийно-восстановительные работы на 6 минут (с 20 до 14). Экономический эффект от внедрения данного проекта составил 11,313 тыс. рублей. В восстановительном поезде станции Тимашевская был реализован проект «Модернизация автолетучки «Урал»: полностью перестроен аварийный отсек, изменены места размещения бригады и навесных отделений. Внедрение проекта позволило перераспределить нагрузку между задними и передними осями автолетучки, а также разместить дополнительное гидравлическое оборудование большей мощности и объёма. В восстановительном поезде станции Адлер был реализован проект «Организация работы склада металла». При изготовлении приспособлений или модернизации оборудования здесь возникала проблема поиска нужного материала по размерам и типу на складе. При реализации проекта на складе металла все материалы были уложены и упорядочены в соответствии с принципами системы 5С, были применены методы визуализации при обозначении того или иного материала. Это позволило существенно сократить время поиска необходимого на складе.

– Как построено в дирекции обучение принципам бережливого производства?

– Подготовка проводится в ходе каскадного обучения и семинаров. В марте 2016 года 22 человека (руководители и специалисты дирекции) участвовали в семинаре, проводимом специалистами корпоративного управления и реализации стратегии Северо-Кавказской железной дороги. Также в 2016-2017 годах 22 руководителя восстановительных поездов дирекции прошли дистанционное обучение принципам и методам бережливого производства.

 – При любом производстве есть потери. Применительно к дирекции опишите основные потери, которые вы пытаетесь устранить?

– Сегодня в состав дирекции входит 17 восстановительных поездов и 2 производственных участ­ка, которые расположены по всей СКЖД, а одним из основных видов потерь являются затраты времени и ресурсов на транспортировку материалов и оборудования в восстановительные поезда и производственные участки.

Также с учётом того, что основной задачей дирекции аварийно-восстановительных средств является оперативное реагировании и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, немаловажными являются потери, связанные с излишним перемещением сотрудников дирекции при производстве аварийно-восстановительных работ.

– Каков, на ваш взгляд, самый яркий проект в сфере бережливого производства, внедрённый в вашей дирекции в последнее время?

– Один из самых интересных проектов появился в восстановительном поезде Минеральные Воды. Работники поезда задались целью оптимизировать время на сбор и развертывание так называемого быстровозводимого универсального помещения. Оно используется для создания временного оперативного штаба непосредственно на месте производства работ по ликвидации транспортных и чрезвычайных происшествий. Экономический эффект от внедрения составил свыше 19 тысяч рублей.
Беседовала Марина Флегматова