28 сентября 2020 16:21

28 сентября 2020 16:21

фото: Людмила Онищенко

С уважением к старшему поколению

Основателем музея боевой и трудовой славы на станции Минеральные Воды полвека назад был начальник ПТО вагонного депо Борис Гаукас.
Именно он первым принёс в наш ДК планшеты, фотографии и воспоминания своего отца, медника локомотивного депо Ивана Гаукаса, который участ­вовал в революционных событиях 1905 года и был уволен за участие в декабрьской забастовке.

Борис Гаукас подошёл к делу основательно: собирал материалы, фотографии, воспоминания, делал запросы в архивы Ленинграда (ныне Санкт-Петербург), Владикавказа, в городские музеи. Благодаря ему в музее истории Минераловодского отделения хранится большое количество фотодокументов, подробно описывающих строительство магистрали Ростов-на-Дону – Владикавказ.

Весь этот материал был размещён в одной из комнат железнодорожного Дворца культуры. Работники Минераловодской дистанции гражданских сооружений провели здесь ремонт. Активное участие в этом принимал директор ДК Иван Никитин.

В апреле 1992 года руководство Минераловод­ского отделения дороги создало творческую группу по оформлению музея. Руководство группой было возложено на тогдашнего главного инженера отделения Степана Новикова. В неё, кроме автора этих строк, вошли инженеры-железнодорожники Борис Куликов, Любовь Абрамова, Владимир Редуненко, Владимир Колосов.

Борис Гаукас был первым хранителем музея истории – с 1969 по 1999 год. А с 2000 года его сменил на этом посту Виктор Гриценко, бывший начальник отдела кадров Минераловодского отделения. Он также занимался поисками материалов краеведческого характера и сохранил для будущих поколений множество уникальных документов и фотографий.

Перу Виктора Гриценко принадлежит историческая книга «Дорога на курорты», изданная в 1994 году к столетию Кисловодской ветки. Затем последовали «История земли минераловодской» (1998 год), «Чтобы знали, чтобы помнили» (2001 год), «Тропою памяти» (2005 год). За эти книги автор получил благодарность от преподавателей школ и училищ, школьников, работников железнодорожного транспорта, краеведов. Они на почётном месте в музее истории. В написанных им очерках, зарисовках сохранились живые образы исторических персонажей.

С апреля 2006 года по 2014 год хранителем музея стал Николай Неделько – бывший работник локомотивного депо Минеральные Воды. А сейчас немало времени посвящает этой работе Владимир Семёнов, ветеран дистанции Минераловодских гражданских сооружений СКЖД.

Экспозиции рассказывают о знаковых датах в истории магистрали и страны, о стахановском движении, которое получило на магистрали широкое распространение в середине 30-х годов XX века благодаря машинисту Михаилу Золотарёву. Трудолюбивый, дисциплинированный, смекалистый, схватывающий всё на лету, он сумел сократить предельные нормы веса поезда и межремонт­ных пробегов.

Михаил возглавил коллектив паровоза, был секретарём комсомольской организации. Его, как лучшего молодого машиниста, делегировали в Москву на IX съезд комсомола. Здесь он впервые встретился с известным на всю страну машинистом – Петром Кривоносом, который возглавил движение новаторов на железных дорогах.

Сделанные Михаилом Золотарёвым расчёты о возможности водить грузовые поезда весом вдвое выше, чем обычная в те времена норма, локомотивная бригада под руководством новатора подтвердила на практике. Паровоз №733-99 вместо поездов весом 1200 – 1400 тонн успешно водил 2200 – 2400-тонники.

Каждый год музей посещают сотни человек. Сюда приходят ребятишки с мамами и папами из числа железнодорожников, школьники, студенты, работники структурных подразделений. Такие встречи воспитывают в молодёжи чувство патриотизма и уважение к старшему поколению.
Людмила Онищенко, заместитель председателя совета ветеранов Минераловодского региона СКЖД