24 сентября 2020 05:23

24 сентября 2020 05:23

фото: Марина Флегматова

Место встречи

Ветеран Иван Кандашов – родоначальник железнодорожной династии, общий стаж которой уже более 96 лет

Этот снимок наверняка ещё долгие годы будет напоминать бывшему фронтовику, ветерану Батай­ской дистанции СЦБ Ивану Кандашову замечательную дату – его 90-летие.
– Благодарим вас за пример для всех нас, – обратился к ветерану начальник службы управления персоналом Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры Денис Баранов. – Мы ценим ваш вклад и помним о вас всегда. Именно на примере таких, как вы, железнодорожников – честных, любящих свою профессию – надо воспитывать молодых профессионалов.

Тёплые слова сказали юбиляру начальник Батайской дистанции СЦБ Алексей Филатов, заместители председателя Межрегионального совета ветеранов Владимир Харитонов и Борис Филиппов, председатель совета ветеранов дистанции Любовь Тумбаева, председатель проф­кома Екатерина Медведева, представитель совета молодёжи Елена Середина, собравшиеся за столом в этом гостеприимном доме, который уже давно стал местом встречи близких и дальних родственников, друзей и бывших коллег. Дом, в котором родилась династия железнодорожников, родоначальником которой стал Иван Кандашов.

А ведь в детстве Иван ни о чём подобном и не помышлял, хотя трудился с тех пор, когда себя помнит.

Осенью 1941-го ему, пятому сыну в семье, должно было исполниться 14 лет. Он мечтал, как их большая семья соберётся за праздничным столом... Но 22 июня началась Великая Отечественная. Уже 23-го числа курьеры понесли по станице Кагальницкой повестки из военкомата. Отца призвали в числе первых.

С того дня семья ждала писем с фронта. Последнее пришло из госпиталя, в 1942-м. Глава семейства писал, что лечится от тяжёлого ранения, полученного в боях под Москвой. Но не суждено было отцу выжить.

До немецкой оккупации Ваня Кандашов вместе с ровесниками пропалывал грядки в совхозе, копал со взрослыми окопы под Ростовом. Впервые он поехал поездом в 1943-м, когда добирался домой из Мариуполя. Туда он дошёл пешком вместе с одной из семей, возвращавшихся из эвакуации. Им требовался пастух, умевший управляться с отарой, и Ваня вызвался помочь. Парню запомнилось, как гнали животных через Ростов, прямо по широкому Будённов­скому проспекту.

Затем Иван получил направление в ФЗО, в город Шахты. Там его учили работать в лаве. Как известно, шахтёров на фронт не забирали, но Кандашов всё же записался добровольцем в армию – отомстить фашистам за погибшего отца. Было это в октябре 1944 года.

Он вспоминает: команда из 500 человек ожидала эшелона в Батай­ском железнодорожном клубе. Затем новобранцев отправили во Львов, в школу младших командиров. Учёба шла по ускоренной программе. Немного теории, тренировки на стрельбище – и вот он уже сержант в 63-м полку. Сражаться пришлось на Западной Украине с бандами, засевшими в лесах. Бойцы шли развёрнутой цепью с интервалом в 10 метров. Иван Кандашов, как сержант, кроме винтовки, был вооружён ручным пулемётом.

Бой у села Мойщицы и речка с таким же названием запомнились Ивану на всю жизнь. Наши воины немного отдохнули на берегу. Вышли к густому сосновому бору, а оттуда – ураганный огонь.

– Стреляю из пулемёта и слышу голос Вити, который подавал мне патроны: «Ты ранен!». Товарищ перевязал мне руку, и мы продолжали отстреливаться. Понадобился новый диск. Зову Витю, а тот молчит. Лежит на земле, убитый, – рассказывает фронтовик.

Два часа длился этот бой. И вдруг – тишина. Взвод стал продвигаться дальше. После этого боя Иван попал в санчасть. Там немного подлечили, и снова в строй.

– Помню случай, когда мы ехали эшелоном во Львов. Почти перед самой станцией был разобран стрелочный перевод. Скорость была небольшая, но паровоз упал и вагоны стали карабкаться друг на друга. В двух головных погибло много ребят. Третий, где был наш взвод, упёрся в будку стрелочника. И это нас спасло, – рассказывает Иван Кандашов.

После войны он поступил в Батайскую дистанцию СЦБ. Был механиком компрессорных установок на мехгорках, старшим механиком. Возглавлял две смены и две компрессорные станции. Трудовой стаж в дистанции – свыше 40 лет. Его уважают как человека, верного своим принципам и профессии.

– В доме всегда говорили о железной дороге, и даже я, ещё ребёнком, была в курсе многих отцовских дел,  – рассказывает дочь Ольга Крюкова, председатель первичной профсоюзной организации Северо-Кавказ­ской дирекции инфраструктуры. – Поэтому после учёбы в РИИЖТе я, естественно, пришла работать в ту же Батайскую дистанцию, где трудился папа.

И внук Ивана Николаевича Роман Крюков, и племянница Елена Резонова, также естественно влились в коллектив железнодорожников. Дедушка пристально следит за их карьерным продвижением, радуясь успехам и помогая советом. А главное, о чём он мечтает, это собрать родных и друзей на столетний юбилей.
Марина Флегматова