18 апреля 2021 01:45

18 апреля 2021 01:45

фото: Архив «ЗМ»

Кривые требуют особой заботы и радикальных мер

Доля кривых участков пути составляет в среднем более 40% от протяжённости Забайкальской железной дороги. Это объективная реальность, которая вносит важные особенности в работу магистрали. К тому же, работа с кривыми составляет особую строку в планировании ремонта и мер по текущей эксплуатации пути.

Доля кривых в среднем составляет 42% всей протяжённости пути на Забайкальской железной дороге. В наиболее сложном с точки зрения профиля пути (и не только) Могочинском регионе доля кривых превышает 70%. Так уж сложилось исторически, со времён строительства забайкальского и приамурского участков Транссибирской магистрали в 1911-1915 годах. Строительство дороги велось ускоренными темпами (геополитическая ситуация диктовала необходимость как можно быстрее провести железнодорожную линию к Тихому океану по территории Российской империи). Чтобы максимально сократить объёмы земляных работ, как самых трудоёмких и массовых, проектировщикам пришлось максимально вписывать положение трассы в сложный гористый рельеф местности и широко применять кривые малых радиусов. Добавим к этому очень холодные зимы, наличие многолетнемёрзлых грунтов, угрозу обвалов на крутых склонах... Так сложились условия, которые до сих пор определяют трудности работы железнодорожников на самом северном участке Транссибирской магистрали.

Как известно, в кривых участках пути рельсы изнашиваются быстрее и, соответственно, требуют более частой замены. Кривые постоянно нуждаются в особой заботе. Укрепление кривых и приведение их в расчётное положение – это то, чем занимаются монтёры в каждой дистанции пути, наряду с другими важными процессами текущей эксплуатации. Так, в этом году служба пути запланировала и осуществила укрепление 39 кривых.

Впрочем, для того, чтобы кардинально улучшить состояние пути, необходимо принимать и более радикальные меры, требующие особых вложений усилий и денежных средств. Так, в настоящее время активно ведётся работа над проектом спрямления кривых на отдельно взятом участке. Начать было решено с участка Ерофей Павлович – Большая Омутная. На одном лишь перегоне Ерофей Павлович – Сегачама имеется 34 искусственных сооружения, при этом все они со сроком службы 80 и более лет и уже не соответствуют современным поездным нагрузкам.

Проектно-изыскательские работы ведутся с середины нулевых годов. Институт «Гипротранспуть» рассмотрел семь вариантов реконструкции трассы на этом участке. Остановились на одном варианте, технико-экономическое обоснование которого наиболее отвечает современным реалиям. Московский институт инженеров железнодорожного транспорта совместно с институтом «Гипротранспуть» рассмотрел также вариант дальнейшего спрямления существующего пути до станции Большая Омутная. В случае реализации проекта, помимо ликвидации всех кривых малого радиуса, удастся сократить существующую длину всего участка почти в два раза.

Проект представляется весьма интересным, но и столь же затратным, а потому требующим детальнейшей подготовки. Так, только для первого этапа реконструкции на перегоне Ерофей Павлович – Сегачама при ориентировочной стоимости работ 9,6 млрд рублей срок окупаемости составит 10,6 года. В целом, при реконструкции участка до станции Большая Омутная по первому варианту со стоимостью работ в 16,95 млрд рублей затраты окупятся за 12 лет.

А пока обязанность обеспечивать пропуск поездов по столь сложному участку ЗабЖД лежит в основном на путейцах. Как рассказал главный инженер Читинской дистанции пути Сергей Шукстров, современные технологии и инновационные элементы скрепления верхнего строения пути позволяют эффективно использовать в кривых как железобетонные шпалы, так и рельсовые плети длиной 800 м и более, а также экспериментальные плети нового поколения ДТ-400 с повышенными характеристиками износостойкости. Сейчас такие рельсовые плети проходят испытания на полигоне ПЧ Чита, по результатам испытаний будет принято решение об их применении на других участках ЗабЖД. Это будет эффективным средством оперативного решения проблемы кривых.

На фото: Кривые – это объективная реальность на Забайкальской железной дороге.

Константин Чиров

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31