25 ноября 2020 13:10

25 ноября 2020 13:10

фото: Архив музея истории ЗабЖД

Фактурный и надёжный «Основной»

Старший научный сотрудник музея истории Забайкальской железной дороги Владислав Реутов, ставший одним из организаторов презентации альбома фотографий краеведа Алексея Кузнецова в читинском музее декабристов, рассказал об одном из снимков, который заинтересовал посетителей завершившейся на днях выставки.

– На презентации фотоальбома Алексея Кирилловича, хранящегося в фондах музея истории Забайкальской дороги, один из снимков, «Западная входная стрелка на станции Хилок на 428-й версте», вызвал особый интерес, – отметил Владислав Реутов. – На переднем плане снимка запечатлён стрелочник, встречающий поезд, слева от него – служебное помещение (будка стрелочника), а вот к какому типу относится паровоз, находящийся на фотографии справа, определить оказалось непросто.

По словам историка, ракурс, с которого снят локомотив, не позволяет установить колёсную формулу, рассмотреть котёл и экипажную часть. Тем не менее, сопоставив исходные данные, Владислав Реутов определил принадлежность данного паровоза к серии О («Основной»). Сконструированный при активном участии начальника технического отдела Владикавказской железной дороги Вацлава Лопушинского, этот колоритный паровоз получил любовь и признание всех причастных к его эксплуатации, от знаменитого инженера Щукина до простых деповских слесарей.

В своё время это был самый массовый товарный локомотив Российской империи. За 25 лет производства, с 1890 по 1915 год, было произведено более девяти тысяч таких паровозов. Локомотивы серии О первыми стали поступать на Забайкальскую железную дорогу, как видно на фотографии, ещё с архаичными огромными трубами, от которых впоследствии отказались.

Напомним, первый поезд, ведомый паровозом серии О, прибыл в Читу ещё в 1898 году с железнодорожной станции Сретенск, за два года до официального открытия движения по Забайкальской железной дороге.

Впоследствии, при усовершенствовании кулисной и парораспределительной систем этих локомотивов, были созданы модификация ОД («Джойка»), а затем и знаменитая «Овечка» ОВ. Последняя была наиболее широко распространена в России в дореволюционные годы, а в годы Гражданской войны использовалась в качестве средства тяги для бронепоездов.

В межвоенные годы работящие и надёжные «Овечки» стали переходить на маневровые работы, а на их место заступали более современные отечественные локомотивы серии Э и американские ЕФ и ЕЛ.

С началом Великой Отечественной войны паровозы серии О снова стали использовать для бронепоездов. Как рассказал Владислав Реутов, на путях, подвергаемых постоянному разрушению и ремонтируемых «на живую нитку», можно было использовать только лёгкие, неприхотливые в обслуживании бронепаровозы, которыми и стали знаменитые «Овечки».

Немало локомотивов серий ОД и ОВ было направлено на промышленные предприятия в тылу, где они заменили паровозы серии Э, откомандированные для фронтовых перевозок в колоннах особого резерва (ОРКП НКПС).

После Великой Отечественной войны пришло время мощных магистральных локомотивов «Победа», позже переименованных в паровозы серии Л («Лебедянка»), а оставшиеся «Овечки» перепрофилировали в маневровые паровозы либо передали на промышленные железные дороги страны.

Особенно примечательно, что последним участком поездной работы паровозов ОВ на магистралях Советского Союза стала железнодорожная ветка Чернышевск – Букачача Забайкальской дороги, на которой эти проверенные локомотивы проработали аж до 1964 года.

Их трудовая судьба сложилась успешно, как для железнодорожников, так и для всей страны в целом. Сегодня историки и знатоки паровозного дела по-прежнему отмечают удивительно долгую историю эксплуатации стальных машин: около 70 лет служили эти неторопливые, выносливые, малогабаритные паровозы, совершали многочисленные трудовые подвиги на железных дорогах Российской империи и Советского Союза.

А спустя столько лет стальные лошадки внесли свою лепту в экспонирование фоторабот Алексея Кузнецова. За время работы выставки старые фотографии получили свыше тысячи просмотров в социальных сетях.

На фото: Западная входная стрелка на железнодорожной станции Хилок на 428-й версте.

Иван Петров

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30