03 июля 2020 16:16

03 июля 2020 16:16

фото: Семён Казак

Горнила ратного и трудового подвига

Советские железнодорожники приняли огромное участие как в подготовке войны с Японией, так и в восстановлении дорог в Китае

С мая по август 1945 года по Транссибирской магистрали проследовало 1660 эшелонов, или 136 тысяч вагонов. Около половины из них – в июне 1945 года. В преддверии военной кампании на Дальнем Востоке, проводимой СССР во исполнение союзнических обязательств и для ликвидации последнего союзника нацистской Германии, была осуществлена стратегическая операция по переброске войск, техники и грузов из Европы на Дальний Восток и в Забайкалье.

Помимо военных грузов, было необходимо перевезти рельсы, шпалы, стрелочные переводы, необходимые как для усиления самого Транссиба, так и для восстановления будущих фронтовых линий.

В начале августа на Дальнем Востоке создаётся Главнокомандование советских войск с подчинением трёх фронтов: 1-го и 2-го Дальневосточных и Забайкальского. В составе каждого фронта Главное управление военно-восстановительных работ имело свои управления с определённым контингентом войск. Железнодорожными войсками Забайкальского фронта руководили генерал-майор Виктор Чигарков и полковник Фёдор Тарасов. Им была поставлена задача восстановления железной дороги вслед за наступающими войсками на участках Маньчжурия – Цицикар и Чанчунь – Мукден.

В полосе наступления Забайкальского фронта протяжённость магистралей составляла около 1,5 тыс. км. От станции Маньчжурия до Цицикара 700 км, от Цицикара до столицы Маньчжоу-Го Чанчуня – 500 км. Позже маршал Родион Малиновский поставит дополнительную задачу – восстановить 200-километровый участок железной дороги Цицикар – Харбин.

При планировании предстоящей операции генерал Чигарков допускал, что противником будет разрушено не менее половины всего ж.д. пути и уничтожены все мосты. Особую тревогу вызывал уникальный тоннель через хребет Большой Хинган, построенный русским инженером Бочкарёвым. Длина сооружения составляла 3100 метров. Возможная задержка в восстановлении могла произойти и в случае разрушения большого моста через реку Нонни у Цицикара. Глубина реки там достигала 12 метров. Вся бывшая Китайско-Восточная железная дорога от станции Отпор до Харбина должна была быть восстановлена и перешита с западноевропейской колеи на союзную. В первую очередь планировалось ввести в действие магистраль Маньчжурия – Цицикар. В таком виде маршал Малиновский утвердил план восстановительных работ.

Ночью 9 августа советские войска начали боевые действия. Авиация нанесла мощные удары по важнейшим узлам сопротивления врага, крупным станциям и узлам связи в тылу японских войск, по военным объектам в Харбине, Чанчуне, Гирине. Стремительность продвижения советских войск вошла в учебники военной стратегии. За пять суток войска преодолели почти 400 км. В сложнейших условиях развивалось наступление армий Забайкальского фронта. 8 августа в Маньчжурии пошли сильные дожди, и грунтовые дороги стали непроезжими.

Железнодорожные войска, несмотря на сложные погодные условия, развернули восстановление пути вслед за наступающими армиями. Бригады и спецформирования НКПС Забайкальского фронта ввели в строй главный ход от станции Отпор до Цицикара за 28 дней. Работали в сложной обстановке. В маньчжурских сопках действовали отряды японских смертников «кирикомитай». 15 августа на станции Хайлар они совершили нападение на группу технической разведки, которой руководил инженер-подполковник Андрей Цаболов. По его команде группа военных железнодорожников заняла оборону и вступила в перестрелку с противником. В завязавшемся бою Андрей Георгиевич и несколько разведчиков погибли. Их тела доставили на советскую землю и торжественно захоронили на станции Мациевской.

16 августа на участке Маньчжурия – Цицикар японцы атаковали 2-ю роту 78-го путевого батальона под командой капитана Ивана Веселова. Ранним утром дозорные заметили около сотни солдат противника, пытающихся незаметно проникнуть на позиции железнодорожников. Командир роты отдал приказ занять оборону. Около трёх часов дрались путейцы с японцами. Потеряв более 20 человек убитыми и ранеными, неприятель отступил.

Сложная обстановка не снимала с военных железнодорожников ответственности за выполнение поставленных задач. Основной ход пути до Харбина был восстановлен в кратчайшие сроки. Первый поезд от станции Маньчжурия приехал в Харбин уже 28 августа. С этим поездом в Харбин прибыли из Читы начальник Дальневосточного округа путей сообщения генерал-директор Виктор Гарнык, выездные редакции газет «Гудок» и «Красная звезда».

Молниеносный удар советских войск в Северо-Восточном Китае и Корее ошеломил японское правительство. Япония ничего не могла противопоставить наступающим войскам союзников, несмотря на то, что её сухопутные части ещё сохраняли боеспособность. 2 сентября 1945 года Япония подписала акт о безоговорочной капитуляции.

Огромный вклад в победу над противником внесли советские военные железнодорожники. С 9 августа по 30 сентября на магистралях трёх дальневосточных фронтов они восстановили и перешили на союзную колею 2600 км главных путей и около 1000 км – станционных. Только на участках Маньчжурия – Харбин – Пограничная пришлось заменить 485 тыс. шпал и 3166 рельсов. Кроме того, на фронтовых дорогах советские солдаты и офицеры вместе с отрядами спецформирований ввели в строй 5 тоннелей, 99 мостов, 54 пункта водоснабжения.

В боях на Дальнем Востоке и Забайкалье железнодорожники показали пример самоотверженного труда. Участок Маньчжурия – Ананби длиной 665 км восстановили и перешили за 20 суток. Темп работ составил 33 км готового пути в сутки. Участок Цицикар – Харбин протяжением 200 км перешили на союзную колею за двое суток.

На фото: Карты и архивные данные помогают прочувствовать весомость логистических и строительных свершений железнодорожников в войну

Владислав Реутов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31