03 июля 2020 17:08

03 июля 2020 17:08

фото: Семён Казак

Ударница труда, которой гордятся в Шилке

Работница паровозного депо Шилка Татьяна Выборова была одной из тех женщин, на чьи плечи легла тяжёлая ноша трудового подвига. Начав работать в шилкинском депо в возрасте 19 лет слесарем по ремонту паровозов, в самое тяжёлое военное время, в 1942 году, Татьяна Никаноровна приняла должность помощника машиниста, а затем и машиниста паровоза.

– Женщина и война, по идее, несовместимы и диаметрально противоположны друг другу. Одна даёт жизнь человеку, другая забирает её. Но с началом Великой Отечественной войны тысячи советских женщин в рядах Красной Армии наравне с мужчинами были направлены на передовую, – рассказал старший научный сотрудник музея истории Забайкальской железной дороги Владислав Реутов.

Надев строгую военную форму медицинских сестёр и санитарок, зенитчиц, снайперов, летчиков, женщины Союза Советских Социалистических Республик даже в большей мере, чем мужчины, терпели жестокие лишения военного времени. Многих девушек призвали в армию сразу после окончания школы, другие уже успели обзавестись семьёй и имели маленьких детей... Всё это пришлось оставить до лучших времен.

Более миллиона советских женщин из разных республик СССР приняли участие в боях на фронтах Великой Отечественной войны. Точная цифра павших на фронтах женщин-военнослужащих не установлена до сих пор, но доподлинно известно, что наибольшее число погибших составляли девушки-санитарки, спасавшие раненых бойцов с поля боя.

Другой, пускай менее опасной, но такой же тяжёлой и вовсе неженской, была работа тружениц в тылу. Вдалеке от рокочущей передовой был открыт настоящий трудовой фронт, на котором также ковалась Победа.

С первых дней войны в Советском Союзе была объявлена мобилизация женщин на железнодорожный транспорт. Связано это было с резким увеличением объёмов железнодорожных перевозок, а также с необходимостью заменить мужчин, призванных в действующую армию.

Тяжелейшим и выматывающим физически и морально был труд у женщин на паровозах. На тяговом плече работы локомотива расход топлива в те годы составлял 16-18 тонн. Такое количество угля подавалось кочегаром в лоток тендера, а помощником машиниста – в паровозную топку.

Это была серьёзная нагрузка даже для здорового мужчины. Что уж говорить о хрупких девчонках, которым приходилось самоотверженно работать при тогдашнем скудном рационе и дефиците тёплого обмундирования!

На каждом пятом паровозе кочегаром была женщина, многие труженицы работали помощниками машиниста и машинистами паровоза.

Одной из таких девушек была наша землячка Татьяна Выборова. Она пришла в депо Шилка в возрасте 19 лет, став сперва слесарем по ремонту паровозов. После окончания с отличием курсов помощников машинистов в 1939 году Татьяна продолжила работать маневровым диспетчером, а затем машинистом электростанции.

В самое тяжёлое время, в 1942 году, железнодорожница Выборова приняла должность помощника машиниста, а затем машиниста паровоза депо Шилка. Татьяна Никаноровна, как и многие труженики Забайкальской железной дороги, присоединилась к почину старшего машиниста депо Зилово Ивана Соловьёва, перевыполняя среднесуточный пробег и техническую скорость локомотива. Маленькая, шустрая 26-летняя девушка провела четыре тяжеловесных поезда, сэкономив при этом 21 тонну угля.

В марте 1947 года она была награждена почётным в то время знаком «Ударник Сталинского призыва».

Татьяна Никаноровна продолжала трудиться до 1974 года. В те времена она работала в должностях диспетчера-сигналиста и дежурного по локомотивному депо Шилка.

Её имя навсегда останется в одном ряду с именами выдающихся тружениц Забайкальской железной дороги – Клавдии Винтовкиной, Матрёны Сорокиной, Анны Осташкиной и других замечательных девушек, поменявшими женские наряды на строгую форму машиниста.

На фото: Татьяна Никаноровна Выборова, фото 1940 года

Иван Петров

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31