14 августа 2020 05:25

14 августа 2020 05:25

фото: Семён Казак

Впереди – дачный сезон, а ясности как не было, так и нет

Меры, принимаемые федеральным центром и ОАО «РЖД», способствовали повышению доступности пригородного железнодорожного сообщения в Забайкальском крае. Но проблемы остались.
11 апреля Забайкальской пригородной пассажирской компании исполнилось три года. День рождения получился нерадостным. И на то есть причины. В большинстве регионов, в том числе и нашем крае, пригородные поезда выполняют в первую очередь социальную функцию, а потому не могут существовать без дотаций государства. А их в Забайкалье нет.

Пассажир в нашем крае сегодня покупает билет на электричку фактически за четверть реальной стоимости проезда. Цену билета определяет субъект РФ на основе того обоснования, которое представляет ему пригородная пассажирская компания. Субъект РФ по закону должен компенсировать разницу между ценой билета и реальной стоимостью провоза пассажира. Но власти Забайкальского края нынче отказываются это делать. Да и в предыдущие годы они компенсировали затраты перевозчику не в полном объёме, в результате чего накопился долг в размере 2 млрд рублей. Однако губернатор края Константин Ильковский 27 марта заявил местным журналистам: «Это не наш долг. Мы признаём 47 млн рублей долга за прошлый год, а два миллиарда рублей – это не к нам». В результате Забайкальская ППК получила из бюджета края в январе всего 10 млн рублей. Естественно, что перевозчик не может рассчитаться с ОАО «РЖД» за аренду подвижного состава и машинистов. И не только.

– На сегодня у ОАО «Забайкальская пригородная компания» накопилась большая задолженность перед контрагентами, – сообщил её гендиректор Николай Гаджала. – Другими словами, у нас сегодня нет денег, чтобы выдать зарплату всем своим работникам, несмотря на то, что их осталось 256 из 296. И ещё, надо сделать выплаты тем, кого мы были вынуждены сократить, заплатить налоги, оплатить аренду помещений... Да, после принятых федеральным центром и ОАО «РЖД» мер пригородное железнодорожное сообщение в крае стало доступнее. Пассажирооборот увеличился в 2,3 раза, а доходы от перевозки пассажиров – в 1,9 раза. Но к первому кварталу прошлого года эти показатели составили, соответственно, всего 28,9% и 45,3%. Что нам делать, если выручка за январь – март составила всего 9 млн 380 тыс. рублей, а совокупные доходы – 14 млн 591 тыс. рублей? При этом часть средств ещё не поступила на счёт компании.

Таким образом, ключевой проблемой в пригородном пассажирском железнодорожном сообщении в крае является его недофинансирование как со стороны субъекта РФ, так и со стороны федерального центра.

Конечно, хорошо, что уже приняты решения о снижении льготного коэффициента за услуги инфраструктуры для пригородного пассажирского комплекса с 25% до 1% и об обнулении НДС по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. ОАО «РЖД» сроком на два месяца инициировало введение пониженного тарифа в нашем крае с 90 до 26 рублей за проезд в первой зоне. Полностью восстановлено движение 16 пригородных поездов, отменённых с 1 января этого года, и количество их достигло 50.

Вот только не мешало бы закрепить все эти меры на долгосрочной основе. Как и оказание адресной помощи регионам из федерального бюджета для субсидирования перевозчиков.

Как ни улучшай работу, без взаимопонимания с заказчиком пригородных перевозок, то есть с регионом, большого эффекта не получится. Региональным властям необходимо пересмотреть своё отношение к решению транспортных задач. С их стороны нужны не слова, а дела, так как обязательства по обеспечению пригородного железнодорожного сообщения лежат именно на них.

На фото:
Без пригородного сообщения не смогут обойтись ни горожане, ни жители отдалённых деревень и посёлков

Николай Гоголь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30