07 августа 2020 15:53

07 августа 2020 15:53

фото: Семён Казак

Не обязанность – потребность

На заседании комитета по кадровой и социальной политике 24 марта был поднят вопрос о реализации на дороге важнейшего документа – стратегии безопасности

Культуру безопасности движения развивают компании Великобритании, Австралии, Канады и – с 2007 года – ОАО «РЖД». На полигоне Забайкальской дороги только-только подступаются к этому.

Заседание комитета региональной оперативной комиссии по координации взаимодействия ЗабЖД с региональными подразделениями функциональных филиалов, структурными подразделениями, негосударственными учреждениями, а также дочерними и зависимыми обществами проходило под председательством заместителя начальника дороги Александра Мочалина.

Даже в названии мероприятия угадывается причина, по которой принятие стратегии «Обеспечение гарантированной безопасности и надёжности перевозочного процесса» в 2007 году было необходимо. Об этом неоднократно говорил в своих выступлениях вице-президент, начальник Департамента безопасности движения ОАО «РЖД» Шевкет Шайдуллин. Дословно: «...проводимое в последние годы реформирование железнодорожного транспортного комплекса привело к существенному его разделению на отдельные самостоятельные организации по виду деятельности. Такое разделение неизбежно приводит к определённому разрыву связей в единой цепи железнодорожной деятельности при её выполнении в рамках одной структуры. Разрыв этих связей представляет особую опасность для создания предпосылок нарушений безопасности движения. Поэтому на месте разорванных внутренних связей некогда единой структуры должны возникнуть «стыки взаимодействия»».

Принятая на дороге стратегия как раз призвана это взаимодействие обеспечить. Огромное внимание отводится в ней не только повышению надзора в области безопасности и устранению последствий нарушений, но предупреждению их возникновения вообще. Оценивается совокупность рисков, влияние надёжности и функциональной безопасности технических средств, объектов железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава на безопасность движения и т.д.

При таком подходе не может не быть пересмотрена система возложения ответственности за возникновение внештатных ситуаций. Эти и другие постулаты стратегии напомнил присутствующим первый заместитель главного ревизора по безопасности движения поездов Сергей Антонов.

– Порой при разборах случаев нарушения безопасности движения всё сводится к вине работников, в основном среднего звена или рабочих специальностей, – объяснил Сергей Николаевич. – Тогда как причина зачастую заключается в недоработках руководства структурных подразделений, региональных дирекций и служб, которые не обеспечивают работников материалами, в состоянии инфраструктурного комплекса и подвижного состава. Персонал порой вынужден при выполнении должностных обязанностей нарушать правила безопасности...

Такое отношение, конечно, не способствует ни мотивации труда, ни инициативности людей. Должно быть понимание того, что ошибка человека – симптом ошибок в системе. Когда «диагноз» поставлен верно, лечить (а не гасить вспышки «заболевания») можно с большей эффективностью. Обмен информацией должен стать двухсторонним – как по вертикали, снизу вверх и сверху вниз, так и по горизонтали, в смежных видах деятельности. А когда работник будет осознавать свою социальную ответственность в обеспечении безопасности движения, это станет целью и личной потребностью человека.

На всё это Сергей Николаевич обратил внимание работников кадровых служб, объясняя необходимость формировать в коллективах культуру безопасности движения. Напомнил о системе менеджмента безопасности (СМБД, системе управления безопасностью движения поездов, гармонизированной с международными стандартами). Посоветовал использовать стратегию на практике для формирования позитивной культуры безопасности движения поездов. Проверять, как обстоят дела с этим сейчас в структурных подразделениях (разработаны примерные образцы анкет, есть подробные рекомендации для проведения интервью и работы с фокусной группой – когда отношение человека к проблеме выясняется в процессе дискуссии).

В качестве положительного примера Сергей Николаевич привёл опыт службы управления персоналом: с помощью анкетирования сотрудники службы изучили социально-психологический климат в коллективах дистанции пути. К сожалению, мнения, высказанные работниками в ходе анкетирования, руководство дирекции инфраструктуры не учло. Хотя, по мнению Сергея Николаевича, они были крайне показательны. Прими руководство ДИ вовремя упреждающие меры, и – тяжелейшего случая в декабре 2014 на станции Мадалан Свободненского региона можно было избежать.

...Буквально на следующий день после доклада Сергея Антонова, 25–26 марта, в Санкт-Петербурге, на форуме по реализации стратегии обеспечения безопасности на дороге, Шевкет Шайдуллин вновь подчеркнёт, что обеспечение надёжного и безопасного перевозочного процесса – одна из стратегических задач компании.

К другим темам, прозвучавшим на заседании комитета, мы ещё обратимся.

На фото: Заседание комитета региональной оперативной комиссии проходило под председательством Александра Мочалина

Елена Сластина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30