08 декабря 2021 18:38

08 декабря 2021 18:38

фото: Музей истории ДВЖД

Разноцветные вагоны отъезжали от перрона

Почему пассажирские вагоны были разноцветными? Что обозначал каждый цвет? Каким было внешнее и внутреннее устройство «доисторических» русских вагонов? Какие полки и сиденья предшествовали современным? О том, как развивалось пассажирское сообщение на Дальнем Востоке России в конце XIX – начале ХХ века, рассказывается в этом историческом очерке.

Начало в № 151 за 24 августа, № 152 за 25 августа, № 168 за 16 сентября, № 188 за 14 октября, № 191 за 19 октября 2021г.


Сервис от солдат
В целях привлечения солдат к работе на дороге после окончания воинской службы при батальоне действовали школы для обучения их на паровозных машинистов, дорожных мастеров, телеграфистов, кондукторов. Зачастую полуграмотный солдат получал здесь образование, специальность и твёрдую гарантию трудоустройства. Но очевидно, что культурный уровень такого контингента работников был невысок, особенно относительно запросов пассажиров железной дороги I-го класса.

Качество сервиса в обслуживании пассажиров оставляло желать лучшего не только лишь на одной Уссурийской дороге. Проблема профессиональной подготовки работников транспорта была злободневна для всей железнодорожной сети Российской империи. К примеру, в книге Н.П. Верховского «Железнодорожная неразбериха» издания 1911 года можно прочитать следующее:

«Весь контингент служащих, как средних, так особенно младших, взят на дороги, что называется «с борка да с сосенки»… Не по влечению к железнодорожному труду идут люди на дороги, а только не находя себе подходящих занятий в других сферах. Масса неудачников, выгнанных из других учреждений за непригодностью, находят себе приют на дорогах. И таким элементом приходится довольствоваться!».

Дорога изменила людей
Важно отметить, что на рубеже XIX – XX веков Уссурийская железная дорога не являлась в полном смысле этого понятия коммерческим предприятием, для оценки успешности деятельности которого важнейшим критерием является получение прибыли и высокий уровень обслуживания своих клиентов. Главным назначением рельсовой магистрали было обеспечение стратегических интересов России на Дальнем Востоке, всемерное развитие слабозаселённой и экономически неразвитой отдалённейшей окраины империи с целью её безусловного закрепления за метрополией.

В этом смысле значимость железной дороги трудно переоценить. Рельсовый путь не только сократил расстояние между Владивостоком и Хабаровском с двух недель до двух дней, но и дал мощный толчок развитию всех производительных сил края, притоку новых переселенцев, становлению дальневосточной экономики.

Характерно, что именно на периферии огромной Российской империи железная дорога изменила не только экономический облик края, но и оказала величайшее влияние на психологию проживавших здесь более ста лет назад людей.

Российская колония
В первые годы после присоединения Приамурья и Уссурийского края к России по Айгунскому (1858) и Пекинскому (1860) договорам с Китаем эти земли официально именовались колонией Российской империи. Приезжавшие сюда из центральных районов страны редкие группы переселенцев жили крайне замкнуто.
Ввиду отсутствия надёжных, нормально обустроенных путей сообщения, крестьянин даже при наличии собранного богатого урожая не имел возможности вывезти его излишки на рынок для продажи. В населении немногочисленных городов преобладали военные и чиновники. На Дальний Восток они приезжали временно, на срок службы. В виду отсутствия нормальных бытовых и культурных условий в диком и необжитом крае их главным стремлением было как можно быстрее вернуться домой, назад в Россию.

Только лишь с проведением рельсовой магистрали, зарождением железнодорожных посёлков вокруг станций дороги, с началом развития цивилизации в самом широком смысле этого слова, постепенно стало меняться и сознание приехавших на Дальний Восток людей, дети которых, рождённые и выросшие на этой земле, уже в полной мере стали воспринимать её своей малой Родиной.

Министр путей сообщения России в конце XIX века С.Ю. Витте в своей книге «Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве» так образно сформулировал значение рельсовых магистралей для страны: «Железные дороги – это тот фермент, тот грибок, который вызывает в населении культурное брожение. Если бы железная дорога встретила на своём пути совершенно дикое население, то в короткий срок она цивилизовала бы его, она осушила бы болота, построила школы и церкви, изменила бы самый климат…».


На фото: Пассажирский поезд на Восточно-Сибирском пути. Начало ХХ века


Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале Gudokru. Подписывайтесь, друзья! 

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».


Валерия Буркова, директор Музея истории Дальневосточной железной дороги