08 декабря 2021 19:04

08 декабря 2021 19:04

фото: Наталья Кузьмина

Космический полустанок

Один день из жизни станции Хорольск, расположенной в глубинке Приморья

Водитель постоянно жмёт на тормоз, пытаясь объехать ямы. Тяжёлый джип бросает из стороны в сторону. Дорога в Хороль – как после бомбёжки. Местные жители, встреченные по пути, сразу же начинают сетовать на проблемы с транспортной доступностью. Ровно 15 лет прошло с того момента, как последний пассажирский поезд прекратил сюда заглядывать. Добраться до маленьких деревень, расположенных вдоль железной дороги, теперь большая проблема.

Хороль находится в 176 км от Владивостока. Расстояние по современным меркам небольшое. Но чем дальше от городской цивилизации, тем ощутимее разница. Раньше жизнь здесь строилась вокруг военных частей. А в 80-е годы прошлого столетия вообще произошёл беспрецедентный случай: на аэродроме развернулась грандиозная стройка. Хороль готовился принимать отечественные шаттлы – «Бураны», выполнять роль своеобразного «космического полустанка».

4-4.jpg

По аналогии с известным космодромом эту стройку окрестили «Байконуром». В её ходе предстояло укрепить взлётно-посадочную полосу, нарастить её бетоном и удлинить до четырёх километров, построить множество «космических» объектов и коммуникаций. Ещё немного, и Хороль вошёл бы в историю отечественной космонавтики. Но грянули 90-е, и программу закрыли. И «космодром» стал приходить в упадок почти с той же скоростью, с какой когда-то строился.

Потом начали расформировываться части, рушиться колхозы и совхозы. На военных была завязана и железная дорога. Станция Хорольск, которой командует Оксана Шевченко, из-за падения объёмов работы с 3 класса перешла на 5-й.

4-3.jpg

– Хорольск – база отстоя пассажирских вагонов, которые ждут своего часа. Их привозят к нам, когда заканчивается лето. Выгрузка тоже имеет «сезонный» характер – после Нового года идут удобрения для предстоящей посевной, сейчас пора поставок угля для ЖКХ, – рассказывает Оксана Юрьевна.

Несмотря на то, что поезда курсируют здесь не часто, станция выглядит со стороны внушительно и ухоженно. У железнодорожников порядок, напоминающий военный.

 – Зачем, Максим, ты наступил на бордюр? Только вчера побелили, готовимся к комиссионному осмотру начальника дороги, – с улыбкой журит Оксана Юрьевна моего коллегу-журналиста. – Сейчас кисть дам, чтоб след замазал.

Мы-то посмеялись в ответ. А Оксана Шевченко обязана со своим немногочисленным коллективом содержать станцию в образцовом порядке. Всё бы ничего, но в её обязанности входит руководство и соседней станцией Камень-Рыболов, до которой 80 км от сюда.

– Хозяйство хлопотное. Если на крупных станциях тебя всегда кто-то может заменить, то здесь приходится рассчитывать в основном на свои силы, – говорит она.

В день нашего приезда Оксана Юрьевна замещала дежурную по станции Хорольск. Старый массивный пульт управления родом из 90-х годов. Раньше на нём было изображено больше путей, с их закрытием менялась и «картинка» на табло.

4-5.jpg

Рядом стоит действующий электрожезловый аппарат, его цель – обеспечить безопасность движения между станциями. Он позволяет поезду занимать перегон, если тот свободен. Эту технику можно считать диковинкой. Практически все образцы уже перебазировались со станций в музеи.

– У нас сообщение с Камень-Рыболовом регулируется с помощью электрожезловой системы. Машинист отправляется в путь, только получив на станции жезл. Если участок занят, аппарат не даёт его взять, – рассказывает Оксана Юрьевна. – Я с 1994 года на станции, и этот чудо-аппарат никогда не выходил из строя. Но однажды мы умудрились потерять жезл. Машинист на ходу кинул его через окно в сугроб. Жезл утонул в снегу. Эмоций много пережили, пока искали.

4-2.jpg

Зал ожидания станции Хорольск просторный. Здесь, несмотря на свежий ремонт в стилистике РЖД, остались отголоски советского времени. Вот колоритная фанера, которой обиты колонны. А в этом окошке продавали билеты и купить их было очень сложно, выстраивались очереди, было очень многолюдно. В советские времена пассажирский поезд на новокачалинском направлении ходил ежедневно и десяти вагонов не всегда хватало. Сейчас эта ветка работает исключительно для грузов.

– Жизни на станциях больше станет, если сельское хозяйство вдоль хорольско-ханкайской ветки шириться будет. В жизни на селе мы – местные – ничего страшного не видим. Наоборот, воздух чище, и суеты мегаполисов нет, – говорит Оксана Шевченко. – И может, всё-таки военный аэродром и «космическая идея» получат второе дыхание. А там и железная дорога оживёт. И люди перестанут уезжать.


На фото: Пути станции Хорольск так и не «дотянулись» до космоса

Оксана Шевченко с 1994 года работает в движении, начинала свой путь со станции Ново-Бельмановка

Электрожезловая система оказалась настолько надёжной, что используется и в наши дни на малодеятельных линиях

В советские времена в зале ожидания станции Хорольск было очень многолюдно. Пассажирский поезд ходил ежедневно

Журналисты – редкие гости на малодеятельных станциях. Их приезд всегда большое событие


Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале Gudokru. Подписывайтесь, друзья! 

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».


Наталья Кузьмина