08 декабря 2021 18:00

08 декабря 2021 18:00

фото: Наталья Киреева

Амурское чудо сомкнуло Транссиб

Инженерное сооружение было высоко отмечено экспертами на всемирной выставке, проходившей в Париже в 1908 году

Каждый, выезжающий из хабаровска в Еврейскую автономную область, видит ферму Амурского моста, который в далеком 1908 году покорил сердца авторитетного жюри Парижской выставки. Конструкция, которую видно даже с левого берега реки, давно стала одной из визитных карточек города. Сегодня она украшает музей истории Амурского моста. Она, крепкая, монументальная, и при этом не лишённая изящества, является реальным воплощением гения инженерной мысли дореволюционной России и отражением бурных и, порой, разрушительных исторических процессов.

Благодаря блестящей инженерной мысли русских конструкторов и труду тысяч строителей магистрали был возведён самый длинный на тот момент мост на евразийском континенте. Беспрецедентная по тем временам конструкция получила большую золотую медаль Всемирной выставки технических достижений, проходившей в 1908 году в Париже.

Однако через несколько лет сооружение подверглось серьёзному испытанию. В 1920 году отступавшие из Хабаровска партизаны были вынуждены отрезать японским интервентам путь на левый берег. Иностранцы пытались захватить власть в крупных населённых пунктах Приморья и Приамурья. В результате подрыва две мостовые фермы обрушились в воду одним концом, а другим остались держаться на опоре. В течение следующих пяти лет движение через Амур совершалось зимой по льду, а летом – на баржах-паромах.

Восстановление моста не обошлось без водолазов – надо было поднять затонувшие в реке конструкции. Одну подняли, а вторую «спасти» не удалось. Пролет пришлось позаимствовать у другого моста с западной части страны. После ремонта мост сдали в эксплуатацию 22 марта 1925 года.

До следующего «перерождения» пройдёт более пятидесяти лет. За это время мост успешно пропускал пассажирские поезда и тяжеловесные составы. Пережил тяжёлое для страны время. В годы Великой Отечественной войны через него проходили десятки воинских эшелонов с техникой и солдатами. Ближе к концу 20 века стали говорить о том, что мосту нужна реконструкция. Он уже не справлялся с поступающими потоками грузов и не давал развить современную скорость. Не говоря о том, что назрела потребность в автомобильном сообщении через реку.

В 1999 году была закончена первая очередь нового моста через Амур. Округлые фермы царского сменил современный двухуровневый переход, совмещённый с автомобильной дорогой. А через десять лет возвели ещё одну железнодорожную часть, в полтора раза увеличившую возможности по перевозке грузов в направлении тихоокеанских портов и пограничныых переходов. Сооружение получило огромный запас прочности и пропускной способности.

Несколько сотен метров отделяет исторический экспонат прошлого столетия от современного сооружения, которое соединяет два берега, позволяет перемещаться поездам и автомобилям. Бесперебойное функционирование Амурского моста сегодня обеспечивают две мостовые бригады дистанции инженерных сооружений Дальневосточной магистрали.

– Все работы связаны с обеспечением безопасности движения поездов на данном участке, ну и, конечно, с сохранением прочности и долговечности искусственного сооружения. Это очистка, покраска и другие текущие работы. Кроме этого, мы поддерживаем состояние мостового полотна, чтобы железнодорожная колея сохраняла свою устойчивость. Также помогаем музею поддерживать внешний вид главного экспоната, – рассказывает мастер мостовой ПЧ ИССО Андрей Федотов.

Интерес к истории строительства и развития Транссибирской магистрали сегодня не угасает. В музее проходят познавательные экскурсии, на которых посетители узнают любопытные подробности. И конечно, восхищаются подвигом людей, которые силой инженерной мысли, мастерством и упорством создали конструкцию, связавшую и века.


На фото: Сегодня Амурский мост обслуживают две мостовые бригады ПЧ ИССО, численностью 20 человек каждая


Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале Gudokru. Подписывайтесь, друзья! 

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».


Наталья Киреева