26 января 2022 08:54

26 января 2022 08:54

фото: Музей истории Дальневосточной железной дороги

Разноцветные вагоны отъезжали от перрона

Почему пассажирские вагоны были разноцветными? Что обозначал каждый цвет? Каким было внешнее и внутреннее устройство «доисторических» русских вагонов? Какие полки и сидения предшествовали современным? О том, как развивалось пассажирское сообщение на Дальнем Востоке России в конце XIX – начале ХХ веков, рассказывается в этом историческом очерке.

Начало в № 151 за 24 августа№ 152 за 25 августа, № 168 за 16 сентября 2021 г.

Поезд жалоб
Спустя три года в той же газете «Приамурские ведомости» от 25 марта 1906 года тема получает свое дальнейшее развитие: «Прибывающая в Хабаровск по Уссурийской железной дороге публика жалуется на невозможно грязное содержание вагонов. Даже в вагонах I-го класса на стенах и диванах лежит слоем копоть и пыль, благодаря чему руки и лица, не говоря уже о светлом платье, окрашиваются в черный цвет. Затем публика жалуется на низшую администрацию – кондукторов и даже проводников, которые садятся в I-й класс, позволяя себе принимать в присутствии дам самые небрежные позы. Кондукторы, чтобы провести время веселее, являются в вагон I-го класса со своими «дамами».

Против расписания
Одним из актуальных сюжетов были нарушения, допускаемые в расписании движения поездов. В «Приамурских ведомостях» от 14 января 1906 года можно прочитать: «Поезд Уссурийской дороги всё время приходит в Хабаровск со страшным опозданием, что доставляет много затруднений пассажирам, подчас принужденным пешком плестись ночью в город».

Спустя пять месяцев в майском номере газета напечатала едкую тираду: «Не может ли вокзальное начальство объяснить, чем вызывается или не ответ станции Хабаровск по телефону, или сообщение неверных сведений о часе прихода опоздавшего поезда, благодаря чему постоянно случаются недоразумения».

Как наглядный пример существования обратной связи между периодическим изданием и читателем, который является объектом критики, представляется следующее объявление, помещенное в № 975 вышеупомянутой газеты от 22 июля 1906 года: «Обывателям города, выезжающим на вокзал к приходу почтово-пассажирского поезда, весьма часто приходится неопределенное время ожидать поезд, значительно опаздывающий приходом против расписания. В видах удобства обывателей, по соглашению с начальником станции Хабаровск, о времени прихода поезда по телефону будет сообщаться в полицейское управление, которым, по получении извещения, будет вывешиваться у входа в полицейское управление объявление. Время вывески объявления всецело зависит от времени получения извещения со станции, но в 6 ½ часов, т.е. приблизительно за ¾ часа до прихода поезда по расписанию, объявление уже будет вывешено».

Продолжение следует



На фото: В ожидании прибытия поезда на станцию Никольское (ныне Уссурийск). 1894 год


Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале GudokruПодписывайтесь, друзья! 

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».


Валерия Буркова, директор Музея истории Дальневосточной железной дороги