18 сентября 2021 19:28

18 сентября 2021 19:28

фото: Наталья Кузьмина

Рельсы уводят в прошлое

К Дню железнодорожника в Находке открылся первый в Приморье частный музей

Этот редкий фонарь навешивался раньше на семафор. И каждый вечер дежурный по станции с помощью специальной лебёдки спускал его вниз, заправлял керосином и снова поднимал наверх. А вот такой осветительный прибор размещался в хвосте поезда... Владимир Суханов о своих экспонатах, с любовью собранных за 50 лет, может говорить бесконечно. Недавно, 22 июля, состоялось одно из самых значимых событий в его жизни – открытие в Находке музея истории железнодорожного транспорта.

Экспозиция занимает всего одну комнату, и каждый уголок занят какой-то уникальной вещью.

– Я почти 50 лет собираю экспонаты по крупицам. «Биографию» каждого изучаю по книгам, а специальной литературы, в том числе старинной, у меня предостаточно. Есть даже инструкции за подписью Кагановича – наркома путей сообщения, – рассказывает Владимир Георгиевич. – Я в 2006 году ушёл на заслуженный отдых. Но душой я всегда был с железной дорогой, я в курсе всех событий. Идея же создать музей родилась давно. Когда я в 1990 году пришёл в один из главных музеев Находки, то не смог найти экспозицию, посвящённую железнодорожникам. Было всё: информация про рыбаков, военных моряков, развитие градообразующих предприятий, а про нас – ничего. Я же хочу сломать стереотип «портовых столиц», где всё внимание уделяется только им. Без железной дороги в городах у моря не было бы ничего!

6-2.jpg

Первый же экспонат Владимир Суханов мечтал заполучить ещё в 1970 году.

– Я тогда работал стрелочником на 6-м посту станции Первая Речка, потом стал помощником составителя поездов, но любовь к стрелочному переводу сохранилась. Это сейчас устройства имеют дистанционное управление и переводятся с пульта дежурного по станции, а раньше, чтоб отправить поезд по нужному маршруту, строить его надо было вручную, – рассказывает Владимир Георгиевич. – И когда в 1995 году на станции Рыбники возводили пост ЭЦ, мне удалось для своей коллекции заполучить стрелочный перевод. И теперь он стоит на постаменте перед входом в музей, напоминая мне о прошлом.

6-3.jpg

Среди уникальных экспонатов особое место занимает и электрожезловая система Трегера, предназначенная для обеспечения безопасности движения между станциями. Она позволяла или не позволяла занимать поезду перегон. Паровозная бригада могла отправиться в путь, только получив на станции жезл. Если участок был занят, аппарат не давал взять его. При этом каждый перегон имел оригинальные жезлы – с собственной формой колец, которые не подходили к аппаратам другого перегона, как ключи от разных квартир.

– В музеях, как правило, есть лишь фрагменты электрожезловых систем разного поколения. У меня же полный комплект. Его мне прислал друг с Забайкальской железной дороги. Раньше этот аппарат, сделанный в сороковых годах прошлого века, работал на станции Оловянная, – рассказывает Владимир Георгиевич.

6-4.jpg

Уникальна и коллекция рельсов. Здесь можно увидеть фрагмент «узкоколейки». Больше 100 лет назад в Приморье была построена железная дорога на Сучанский рудник. Она была смешанного типа: узкоколейка (с подъёмниками и бремсбергами) переходила в подвесную канатную дорогу. Есть и рельс производства завода «Локованна» в США. Это один из крупнейших сталелитейных заводов в мире. Он поставлял рельсы для строительства Китайско-Восточной железной дороги и на Транссиб.

Многие экспонаты Владимир Суханов приобретал через аукцион. Самые ценные – знаки «Почётный железнодорожник», «Ударник сталинского призыва», они 1934 года. Часть раритетов в экспозицию попадала благодаря коллегам. На открытие музея, например, Валерий Тарабаров (руководитель Владивостокского отделения ДВЖД с 1988 по 2006 год) преподнёс свою парадную железнодорожную форму, занявшую достойное место на выставке.

В ответ на вопрос: «От сердца пришлось отрывать?» Валерий Трофимович лишь улыбнулся:

– Нет. Я поддержал очень доброе дело, которое воплотил в жизнь Владимир Георгиевич. Он не просто сделал музей, где можно поностальгировать, вспоминая прошлое. Он пошёл дальше: планирует организовывать экскурсии для детей, которые, возможно, захотят в будущем связать свою жизнь с железной дорогой, – сказал Валерий Тарабаров.


На фото: Музей железнодорожного транспорта расположен на станции Находка, рядом с вокзалом, поэтому он доступен для горожан

Валерий Тарабаров (слева) и Владимир Суханов торжественно перерезают красную ленточку на открытии музея

Ручной стрелочный перевод перед входом в музей напоминает об исчезнувшей професии «стрелочник»

Форма с «генеральскими» звёздами от Валерия Тарабарова займёт почётное место в экспозиции музея


Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале Gudokru. Подписывайтесь, друзья! 

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».
Наталья Кузьмина