10 апреля 2021 18:06

10 апреля 2021 18:06

фото: Роман Беднаж

Пробы тяжеловесов

Возможности инновационного локомотива 3ТЭ25К2М проверили в Приморье

В начале февраля на участке Воздвиженский – Гродеково – Суйфэньхэ (КНР), который является ответвлением от Транссиба, прошли тягово-энергетические испытания тепловоза 3ТЭ25К2М. Их конечная цель – увеличение пропускной способности погранперехода Гродеково – Суйфэньхэ за счёт поднятия весовых норм грузовых поездов с 3600 тонн до 5200.

Увеличение пропускной способности погранперехода сегодня является одной из первоочередных задач Дальневосточной железной дороги. Сделать это в комплексе с реконструкцией Гродековского узла (её варианты просчитываются) может усиление однократной тяги.

– Поэтому для увеличения пропускной способности было принято решение проверить в деле более мощный локомотив. Испытания 3ТЭ25К2М прошли в три этапа. От станции Воздвиженский до Гродеково локомотив провёл поезд весом 7100 тонн практически без серьёзных замечаний (сейчас на этом участке работает 3ТЭ10, вес 6300 тонн). Это немаловажно, поскольку сегодня действует полигонная технология пропуска поездных маршрутов-семитысячников от станции Мариинск, в которой задействованы электровозы 3ЭС5К с поосным регулированием силы тяги. То есть на станции Воздвиженский не нужно будет делать перелом веса поезда при смене вида тяги на тепловозную, – рассказывает первый заместитель начальника Дальневосточной дирекции тяги Артур Горбунов. – Второй этап испытаний, к сожалению, не позволил взять вес в 5900 тонн на участке Гродеково – Суйфэньхэ. На подъёме не хватило сцепления колеса с рельсом, пришлось задействовать локомотив-прикрытие. Поэтому на третий день испытаний было принято решение провезти вес 5200 тонн. В итоге всё прошло успешно. И сейчас идёт расчёт рентабельности по эксплуатации локомотива 3ТЭ25К2М на этом полигоне. В случае положительного решения планируется дооборудовать ремонтное депо Сибирцево (приписано к эксплуатационному локомотивному депо Уссурийск) для их обслуживания.

Напомним, локомотивы серии 3ТЭ25К2М начали поступать на Дальневосточную железную дорогу в начале 2020 года (на данный момент их 52). Сегодня они работают исключительно на участках БАМа: от Верхнезейска до портов Ванино и на ответвлении от Транссиба: от станции Волочаевка-2 до станции Комсомольск-на-Амуре, – общий полигон обслуживания составляет около 2 тыс. км.

– В работе они показывают себя хорошо. Локомотив серии 3ТЭ25К2М является наиболее мощным тепловозом по сравнению с другими отечественными сериями локомотивной техники. За счёт нового локомотива, имеющего надёжный двигатель американского производства, весовые расчётные нормы поездов на БАМе увеличились до 7100 тонн, – продолжает Артур Горбунов. – Сегодня развитие территории имеет приоритетное значение для страны, поэтому Дирекция тяги продолжает усиливать новыми локомотивами весь Восточный полигон. Так, в этом году на Дальневосточную магистраль поступят 23 локомотива серии 3ЭС5К с поосным регулированием силы тяги и 28 единиц инновационных локомотивов 3ТЭ25К2М.

Кроме возможного использования 3ТЭ25К2М в Приморье, для эксплуатации на неэлектрифицированных линиях, в том числе в гродековском направлении, Дальневосточная дирекция тяги рассматривала и вариант передислокации тепловозов 2ТЭ25А «Витязь» (их всего 55 единиц) с БАМа. Они задействованы в грузовом движении на бамовских участках Тында – Хани, Нерюнгри (Беркакит) – Тында – Штурм. Из-за того, что «Витязь» изначально проектировался не для Байкало-Амурской магистрали, во время эксплуатации был выявлен ряд недостатков, повлиявших на надёжность работы.

– Однако, несмотря на мягкость приморского климата, комфортного для работы 2ТЭ25А, в крае отсутствует соответствующая ремонтная база, – отмечает Артур Горбунов. – Поэтому эту идею пришлось отложить.


На фото: Локомотивы серии 3ТЭ25К2М на Дальневосточной дороге пока работают только на БАМе
Наталья Кузьмина