26 января 2021 18:50

26 января 2021 18:50

фото: архив «ДВМ»

Трудиться без сбоев на благо дороги

Исключение производственного травматизма – важнейшее направление работы профсоюзной организации Дальневосточной магистрали

Последние три года ОАО «РЖД» остаётся активным участником движения Vision Zero (Концепция нулевого травматизма). Компания стремится полностью исключить случаи производственного травматизма. Это приоритет и для Роспрофжел. На сети совместно с профсоюзной организацией реализуется немало проектов, программ, внедряются новые подходы, способные исключить возможные риски и сохранить жизнь и здоровье работников холдинга. О движении Дальневосточной магистрали к нулевым показателям по производственному травматизму рассказал заместитель председателя Дорпрофжел на Дальневосточной железной дороге Максим Глотов.

– Максим Владимирович, этот год вы начинали в должности начальника службы охраны труда Дальневосточной железной дороги, а заканчиваете в новой должности. Тем не менее и общественная работа, и административная неразрывно связаны с защитой интересов тружеников магистрали. Подходы к работе будут меняться?
– В целом моё отношение к охране труда не изменится. Я работал с точки зрения административно-командного управления, сейчас будет сделан упор на общественную работу. Профсоюз стоит на страже сохранения жизни трудящихся, а также защиты их прав. Такими будут и мои приоритеты.

– Каким, на ваш взгляд, стал 2020 год для дороги в сфере охраны труда?
– Этот год был сложным и неоднозначным. Производственный травматизм вырос, но незначительно – с 13 случаев в прошлом году до 15 в этом. Однако стало больше смертельных случаев: 4 в этом году против 1 происшествия в 2019-м. Наихудшее положение сложилось в Дальневосточной дирекции по ремонту пути. Сильная сторона дороги – системная работа. Поэтому, уверен, из зоны критики выйдем. Переломить отрицательную динамику поможет профессиональный обмен – действенная помощь руководству дирекции и её подразделениям.

– Но сегодняшние показатели производственного травматизма несравнимы с теми, что были 10 лет назад. Благодаря чему дороге удаётся сокращать количество несчастных случаев на производстве?
– В последнее десятилетие по всей компании очевиден тренд на приближение к нулевому травматизму. Такая же тенденция есть и на нашей дороге. За этот период показатель снизился в два раза. Такого результата удаётся достигать благодаря, повторюсь, системному подходу к вопросам охраны труда. Это профилактика – проверки, встречи в коллективах, наставничество. Особую роль играет обучение. Сегодня это направление стало намного шире и включает не только охрану труда, но и все направления, касающиеся производственной безопасности. Немаловажное значение имеет рискоориентированный подход в вопросах безопасности, исключение вредных производственных факторов. В числе приоритетов – создание комфортных условий труда, начиная со спецодежды, санитарно-бытовых помещений и заканчивая новым технологическим инструментом.

Немаловажную роль в достижении положительных результатов играет внедрение безопасных технологий. Также хотел бы подчеркнуть, что исключить травматизм помогают ответственность и желание руководителей и дисциплина исполнителей.

– На что в ближайшие годы следует сделать упор, чтобы исключить случаи травматизма?
– Технологии, техника и оборудование уже достигли определённого качественного уровня, сейчас следует уделять больше внимания работе с людьми. Человеческий фактор мы пока исключить не можем.

Радует, что вопросами охраны труда занимаются руководители дирекций и служб. Примером для коллектива дороги остаётся её начальник Николай Васильевич Маклыгин. Для него вопросы охраны труда в числе приоритетных – начиная от работы на линии и заканчивая заслушиванием нормативов участия руководителей на тематических региональных оперативных комиссиях, технико-технологических советах. Для такой дороги, как Дальневосточная магистраль, с её географией, – это большой труд и значительный вклад в профилактику производственного травматизма.

– Сейчас формируется проект программы «Дальневосточная дорога – полигон опережающего развития». Один из её блоков посвящён созданию передовых условий труда. Какие вопросы или предложения поступили?
– Курирует программу главный инженер железной дороги Алексей Олегович Хворостов, и в ближайшие дни она готовится к защите. Работая над наполнением профильного блока ещё в должности начальника службы, вместе с коллегами из дирекций постарались учесть несколько важнейших направлений. Одно из них – устранение факторов нахождения работников в условиях повышенной опасности. Второе – внедрение устройств дистанционного контроля за безопасным производством работ.

Ещё один большой блок, который мы предложили к утверждению, – это устранение недостатков по санитарно-бытовому обеспечению. Без элементарных комфортных условий труда выходить на новый уровень и достигать высоких показателей невозможно. Поэтому считаю это не менее важным направлением, чем предыдущие.

Особое внимание в программе уделено замене технических устройств. Из года в год процент старения техники растёт. Превышенный нормативный срок службы может привести к более высоким рискам производственного травматизма.

Отдельный блок посвящён инновационному обучению. Мы вторые на сети, кто получил вагон охраны труда. Его современное оснащение позволяет сделать доступными различные формы инновационного обучения, в том числе и для работников с удалённых участков дороги. При этом основная задача специалистов вагона – не просто обучать, а на месте анализировать срез знаний работников предприятий, качество их обучения в учебных центрах, технических классах, обращать внимание руководителей подразделений на возможные ошибки и недочёты.

– Какими достижениями в области охраны труда сегодня может гордиться Дальневосточная магистраль?
– Я уже об этом говорил, но ещё раз подчеркну – это отношение руководителей к вопросам охраны труда и роль специалистов в сфере охраны труда. В компании проходят сетевые соревнования на лучшее предприятие по охране труда, на дороге также проводятся отраслевые конкурсы, что очень мотивирует коллективы.

Необходимо отметить хорошую тенденцию в создании санитарно-бытовых условий. Это табельные на узлах – с техклассами и санитарными комнатами. Это современные пункты обогрева, которых на дороге становится всё больше. В будущем планируем подключать их к свету. На дороге уже несколько лет не возникают вопросы с наличием и поставкой спецодежды. Теперь на первый план выходит эстетика – появились демисезонная форма, жен¬ская коллекция.

Особо подчеркну значимость развития общественных институтов. Это тоже системная работа. Но надо учитывать, что уполномоченный по охране труда и общественный инспектор по безопасности движения поездов – это в первую очередь сотрудник с комплексом своих прямых обязанностей. Мы считаем, что из своего рабочего времени общественной деятельности он может уделить только часть. Поэтому важно выбрать грамотного работника, постоянно его курировать и мотивировать. Сам общественный инспектор должен уметь правильно оформить выявленное нарушение, предложить верные корректирующие действия. Тогда даже эта часть покажет свою эффективность.

Но самое главное, остаются люди, которые в сложных климатических и географических условиях, условиях увеличивающихся производственных заданий обеспечивают высокий уровень ответственности, в том числе и в вопросах безопасности.
Беседовала Татьяна Щербаченко