24 января 2021 14:26

24 января 2021 14:26

фото: АО «Дальгипротранс»

История мечты, которая сбудется?

Окончание. Начало|«Гудок» № 231

После смерти Сталина, в марте 1953 года, стройка остановилась на отрезке Селихин – Чёрный Мыс. Недостроенную железную дорогу передали объединению «Комсомольсклес». Основной её задачей стали вывоз древесины с Нижнего Амура и перевозка автотранспорта, т. к. тогда ещё не существовало автодороги Селихино – Николаевск-на-Амуре. Но всё-таки был пущен и пассажирский поезд, состоявший из двух вагонов. Он курсировал один раз в сутки. Расписание пассажирского поезда «Селихин – Чёрный Мыс» предусматривало такую схему: пассажиры из Комсомольска-на-Амуре доезжали до станции Селихин, а затем пересаживались на поезд «Селихин – Чёрный Мыс».

К 80-м годам ХХ века дорога сильно устарела и нуждалась в реконструкции, в том числе потому что теперь в её задачи входили не только вывоз леса и перевозка раз в день пассажиров, но и доставка грузов для строительства нового города в районе села Нижнетамбовское. А поскольку дорога была построена 30 лет назад, да ещё и по 50-процентным нормативам, случа¬лись и аварии – составы сходили рельсов. В 1986 году был начат капитальный ремонт 30 километров железной дороги Селихино – Чёрный Мыс. Но темпы были не те, и к 19 июля 1986 года было обновлено лишь 4,6 километра пути.

На трассе Селихин – Чёрный Мыс в 80-е годы действовали станции Мачтовый, Разъезд Октябрьский (ост. 57-й км), Чучи (карьер 67-й км), Нижнетамбовское (89-й км), Разъезд 101-й км, Шелехово, Ягодный и Чёрный Мыс. Но железную дорогу так и не реконструировали. А в ноябре 1989 года полностью закрыли строительство в Нижнетамбовском – город не состоялся и в этот раз. Сама дорога Селихино – Чёрный Мыс просуществовала до 1999 года, потом была полностью разобрана, а рельсы исчезли в неизвестном направлении. Теперь железной дороги нет – только насыпь и кое-где есть шпалы, из которых делают мостики через ручьи или канавы. Законом Хабаровского края после крупномасштабного наводнения на Амуре в 2013 году ликвидировано село Чучи.

В ХХI веке стали часто возвращаться к вопросу о прокладке железной дороги и моста или тоннеля на остров Сахалин. Причём иногда говорят даже о двух мостах и железной дороге: материк – остров Сахалин и остров Сахалин – остров Хоккайдо. Ещё в 2004 году существовал эскизный проект японского видения присоединения Страны восходящего солнца к материку. Но пока на повестке стоит «территориальный вопрос» по Курильским островам и заключению мирного договора между нашими странами, этот проект, скорее всего, так и останется на бумаге.

А соединение материковой России и острова Сахалин очень даже возможно. По крайней мере возобновились изыскательские работы. Особо не скрывается, что изыскатели идут практически тем же путём, который был проложен почти 70 лет назад. Конечно, могут быть внесены коррективы в профиль пути, но всё же направление в целом останется то же. Только наименование железной дороги несколько изменилось – с «Комсомольск-на-Амуре – Победино» на «Селихин – Ныш (о. Сахалин)».

Согласно предложению основных проектных решений по строительству этой железной дороги, которое разработал в 2018 году проектно-изыскательский институт Дальгипротранс, однопутная железная дорога должна пройти через Мачтовый, Октябрьский, Нижнетамбовское, Ягодный, Чёрный Мыс, Новоильиновку, Циммермановку, Быстринск, Решающий, Де-Кастри, Нигирь, Лазарев. Далее переход (мост или тоннель) через пролив Невельского, посёлок Погиби и до посёлка Ныш на Сахалине. Ориентировочная протяжённость линии – 585,3 км. В качестве опорных населённых пунктов на материке для размещения персонала, обслуживающего проектируемую железнодорожную линию, предлагается рассмотреть село Селихино, посёлки Ягодный, Циммермановка, Решающий, Де-Кастри, Лазарев, а на Сахалине – посёлок Погиби и село Ныш, а также Комсомольск-на-Амуре и посёлок городского типа Ноглики (о. Сахалин).

Нужна ли железная дорога на Сахалин? Это сложный вопрос с точки зрения экономики – затраты колоссальные. Некоторые утверждают, что по этой дороге «возить нечего». С другой стороны, и БАМ называли «дорогой в никуда», а сейчас занимаются его реконструкцией и расширением. Однозначно можно сказать, что железная дорога оживит посёлки, находящиеся в этом регионе. Кто знает, не разобрали бы то, что было построено в 50-е годы, может, и людям жить было бы легче.

4-2.jpg

И напоследок. Вот какие расчёты даёт другой проектно-изыскательский институт – Мосгипротранс: потребный контингент для эксплуатации проектируемой железнодорожной линии при мостовом варианте перехода пролива Невельского составит 3198 человек, при тоннельном – 3288 человек. Много это или мало? Число жителей, проживающих в районе проектируемой железной дороги на материке, составляет чуть более 8 тыс. человек. А может, с третьей попытки Нижнетамбовскому суждено всё-таки стать городом?


На фото: Схема проектируемой железной дороги Селихин – Ныш

Прибытие поезда в Нижнетамбовское. 20 января 1986 года
Александр Леонкин, писатель, член Русского географического общества