24 января 2021 16:40

24 января 2021 16:40

фото: Георгий Куниловский

Чтобы лишний раз не тормозить

Все грузовые тепловозы оборудованы телемеханической системой контроля бодрствования машиниста (ТСКБМ). В целях безопасности эта система обязательно должна быть включена при движении локомотива. Если машинист забудет её включить, тут же произойдёт торможение тепловоза. Ведущий специалист эксплуатационного локомотивного депо Комсомольск Сергей Тоцкий нашёл способ обезопасить машинистов от этой ошибки.

Такие непредвиденные остановки тепловоза происходят чаще всего после прохождения цикла ТО-1. Перед тем как поставить локомотив на ТО-1, машинисты отключают питание ТСКБМ. А потом иногда забывают включить тумблер питания вновь и при¬водят тепловоз в движение.

Однако различные приборы в кабине машиниста имеют взаимосвязь с ТСКБМ. В частности, локомотивный светофор. Своими огоньками-сигналами он имитирует работу путевых светофоров. В момент появления этих сигналов, при выключенном состоянии ТСКБМ, другие устройства безопасности приводят в действие автостопное торможение. Они как бы «поверили», что телемеханическая система контроля бодрствования машиниста не подтвердила его бдительность, и потому отключились. Причиной подобных непредвиденных торможений является человеческий фактор.

Рационализатор Сергей Тоцкий решил этот фактор устранить. Мысль его была проста: сделать так, чтобы одновременно с началом работы локомотивного светофора автоматически приводилась в рабочее состояние и телемеханическая система контроля бодрствования машиниста.

– Для этого пришлось пересмотреть схему питания ТСКБМ, – рассказывает Сергей Тоцкий, – Подача питания теперь осуществляется через контакты ключа электропневматического клапана автостопа ЭПК-150. При включении этим ключом локомотивного светофора автомати¬чески включается и ТСКБМ.

Переделка схемы электропитания ТСКБМ снижает случаи беспричинных автостопных торможений и помогает машинистам не допускать подобное нарушение безопасности движения.


На фото: ТО-1 выполняется при приёмке-сдаче локомотивов, в частности, на ПТОЛ станции Комсомольск-Сортировочный
Георгий Куниловский