25 ноября 2020 11:54

25 ноября 2020 11:54

фото: Дмитрий Зелинский

Жить на широкой колее

Узкий путь теперь часть уникальной истории Сахалина

Первого ноября на Сахалине был открыт для движения участок Холмск – Николайчук. Эти 8,4 километра пути стали последними в эпопее переустройства уникальной островной магистрали с колеи японского стандарта 1067 мм на общероссийский стандарт 1520 мм.

Основной этап этого масштабного инфраструктурного проекта был завершён летом прошлого года. Тогда буквально за один рывок был выполнен колоссальный объём работ. Силами Дальневосточной дирекции инфраструктуры переложены 690 км третьей нити, силами Дальневосточной дирекции по ремонту пути уложены 114 км рельсошпальной решётки. Летом 2019 года были заменены 279 стрелочных переводов, перешит 141 путь на 35 станциях, отремонтированы или вновь построены 53 моста на участке от Корсакова до Ноглик.

В этом году железнодорожники перевели на широкий ход 120 стрелочных переводов, привели в соответствие пути на 28 станциях, уложили 62 км рельсошпальной решётки – это участки Холмск – Шахты и Холмск – Николайчук. Холмск – Шахты, один из самых сложных отрезков пути, открылся для грузового движения после перешивки 31 июля. А работы на участке Холмск – Николайчук были отложены до начала октября, когда закончится дачный сезон, чтобы исключить неудобства для островных садоводов и огородников.

2-22.jpg

В Дальневосточной дирекции инфраструктуры говорят, что этот отрезок пути не отличается какими-то сложностями для производства работ. Здесь есть кривые малого и среднего радиуса и возвышения. Все работающие на этом участке главной его особенностью считают живописность местности. Основной этап здесь закончили даже немного раньше установленного срока. Сейчас производятся дополнительные работы – подсыпка плеча балластной призмы, отделка и выправка пути машинами тяжёлого типа. К 15 ноября и эти работы должны быть завершены.

За подготовку участка к работам, а также наведение последнего лоска отвечает Амурская механизированная дистанция инфраструктуры (ПЧМ-Амур) – подразделение Восточной дирекции по эксплуатации путевых машин. В работах были задействованы высокопроизводительная выправочно-подбивочно-рихтовочная машина Duomatic и планировщик балласта из парка техники подразделения. Также дальневосточникам помогал коллектив путевой машинной станции № 114 Северной железной дороги.

Закрытие для перешивки последнего участка на узком ходу 30 сентября стало для Сахалина крупным событием, которое освещали не только местные средства массовой информации, но и японские журналисты, всегда уделяющие особое внимание и острову, и его магистрали.

Руководством дороги было принято решение о продлении направления Холмск – Николайчук до комплекса японских железнодорожных искусственных сооружений, известных под названием «Чёртов мост». Он расположен в красивейших горных распадках и очень популярен у туристов. После переустройства этот участок стал безопаснее для движения, но в то же время он тупиковый, так как габариты японских тоннелей, предназначенных для узкоколейки не позволяют проходить составам, работающим на широком ходу.

Несмотря на открытие движения по направлению Холмск – Николайчук «Орланы» по нему пока не курсируют. Но уже во второй половине ноября ожидается прибытие на остров трёх рельсовых автобусов в обновлённой комплектации, которые и повезут в следующем году дачников к их участкам.


На фото: После переустройства колеи участок Холмск – Николайчук стал более безопасным для движения поездов

Комплекс японских искусственных сооружений, известных под названием «Чёртов мост», популярен у туристов
Татьяна Щербаченко