01 декабря 2020 18:06

01 декабря 2020 18:06

фото: Фотографии из открытых источников и из архива «ДВМ»

География родной магистрали

Имена героев Великой Отечественной войны в названиях станций Дальневосточной железной дороги

Начало в «ДВМ» № 42

Станция Махалино
Станция расположена на 197-м километре линии Барановский – Хасан Владивостокского региона Дальневосточной железной дороги. Названа она в честь участника боёв с японскими захватчиками у озера Хасан в 1938 году Героя Советского Союза Алексея Ефимовича Махалина.

Алексей Махалин родился в 1908 году в селе Кряжим (ныне Махалино) Пензенской области в крестьянской семье. После окончания начальной школы и курсов трактористов работал автомехаником в совхозе. С 1930 году был призван на службу в Рабоче-Крестьянскую Красную армию. Окончил Алма-Атинскую пограничную военную школу. Служил в войсках НКВД заместителем начальника пограничной заставы «Пакшикори» Посьетского кавалерийского погранотряда в Приморском крае.

В 15 часов 55 минут 29 июля 1938 года высота Безымянная, на которой находился усиленный наряд пограничников (11 человек) с ручным пулемётом под командованием лейтенанта Махалина, была внезапно атакована. Под прикрытием тумана, заполнившего низины между сопками, несколько групп японских военнослужащих численностью до роты (от 110 до 150 штыков) перешли государ-ственную границу и окружили наряд советских пограничников.

Сохраняя хладнокровие, Алексей Махалин приказал бойцам занять заранее подготовленные огневые позиции и приготовиться к отражению превосходящих сил противника. Находясь под мощным миномётным обстрелом, он умело организовал бой в окружении, который сразу перешел в рукопашную схватку, и подготовил выход своих бойцов из огненного кольца. В результате инцидента шесть пограничников получили ранения, пятеро были убиты, в том числе и командир наряда Махалин. Этот короткий пограничный бой стал началом Хасанского вооруженного конфликта между СССР и Японией.

Алексей Махалин похоронен в братской могиле на территории комендатуры «Заречье» в Хасанском районе Приморского края. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 октября 1938 года за «образцовое выполнение боевых заданий и геройство, проявленное при обороне озера Хасан» А.Е. Махалину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина. Он навечно занесён в списки личного состава Краснознаменного ордена Кутузова пограничного отряда. Застава, на которой он служил, носит его имя.

Именем героя названы также высота Безымянная, где он погиб, улица в городе Владивостоке, корабль на Тихоокеанском флоте, улица и школа в его родном селе на Волге. На доме, в котором он жил, установлена памятная доска, в нём создан мемориальный музей.

Фамилия Алексея Ефимовича Махалина увековечена в названии железнодорожной станции на принятой в постоянную эксплуатацию в 1941 году линии Барановский – Посьет – Краскино Дальневосточной железной дороги.

3-12.jpg

Разъезд Мирошниченко
Расположен разъезд на 2833-м километре Байкало-Амурской магистрали в границах Тындинского региона Дальневосточной магистрали. Назван в честь участника Великой Отечественной войны Героя Советского Союза Виктора Петровича Мирошниченко.

Виктор Мирошниченко родился в 1916 году в селе Артёмовка Харьковской области (Украина) в семье рабочего-железнодорожника. Окончил школу ФЗУ, работал на железнодорожном транспорте. В 1938 году призван на службу в Красную армию. С июня 1941 года Виктор Петрович воевал в должности командира отделения 76-го отдельного строительного путевого железнодорожного батальона на Западном фронте. В октябре 1941 года сержант Мирошниченко возглавил группу подрывников, действовавших в тылу врага близ станции Фаянсовая в Брянской области.

Девятого октября в ходе неравного боя с фашистской охраной железнодорожного моста через реку Снопоть он остался в живых один. Электропровод, ведущий к подрывному заряду, оказался перебитым осколком мины. Будучи тяжело раненым, Мирошниченко подполз к заряду и ценой своей жизни подорвал важную коммуникацию противника, воспрепятствовав тем самым продвижению врага на Москву. Похоронен на железнодорожной станции Снопоть. Навечно зачислен в списки личного состава своей воинской части. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1942 года В.П. Мирошниченко посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина и Красного Знамени. Его именем названы улица, на которой он жил в селе Артёмовка и местная школа.

Двадцать восьмого апреля 1984 года на неприметном разъезде Нявда строившейся Байкало-Амур¬ской железной дороги военные железнодорожники сомкнули рельсы Восточного БАМа. На этом месте было уложено «золотое звено», соединившее рельсы Центрального и Восточного участков магистрали. Тем самым на полтора года раньше намеченного срока завершено строительство 1470-километрового Восточного участка БАМа от Тынды до Комсомольска-на-Амуре. Воины-железнодорожники предложили назвать исторический разъезд именем их однополчанина Виктора Мирошниченко.

В дни празднования юбилеев БАМа здесь останавливаются поезда с первостроителями рельсового пути и заслуженными железнодорожниками. На разъезде находится мемориал, посвящённый Герою Советского Союза Виктору Мирошниченко, который видят пассажиры проезжающих мимо поездов. Памятник герою установлен также на привокзальной площади станции Тында.

3-13.jpg

Остановочный пункт Николайчук
Расположен на железнодорожной ветке Холмск – Николайчук Сахалинского региона Дальневосточной железной дороги. Остановочный пункт назван в честь участника боёв за освобождение Южного Сахалина от японских захватчиков Героя Советского Союза Бориса Мартыновича Николайчука.

Борис Николайчук родился в городе Благовещенске в 1924 году. В августе 1945 года в ходе Южно-Сахалинской наступательной операции командир расчёта взвода противотанковых орудий Николайчук в составе 113-й отдельной стрелковой бригады высадился в порту Маока (Холмск). Овладев этим населённым пунктом, советские бойцы продолжили наступление вглубь острова. Двадцать первого августа 1945 года в районе остановочного пункта Икенохата штурмовая группа, которую возглавлял младший сержант Николайчук, встретила упорное сопротивление японцев, закрепившихся в железнодорожном тоннеле.

Получив в том бою пулевое ранение в руку, Борис Николайчук, умело командуя артиллерийским расчётом, прямой наводкой из орудия с открытой позиции обстрелял вход в тоннель и поразил огневые точки противника. После артобстрела штурмовая группа ринулась в атаку, во время которой Борис Николайчук был смертельно ранен осколком гранаты. Спустя два дня, 23 августа, японские войска отступили, открыв нашим войскам путь к Южно-Сахалинску.

Павший смертью героя младший сержант Николайчук похоронен на месте последнего боя вместе со своими боевыми товарищами ефрейтором Анатолием Семановым и рядовым Владимиром Волковым. На братской могиле установлен обелиск с именами погибших здесь воинов. В 1947 году остановочный пункт Икенохата Южно-Сахалин¬ской железной дороги переименован в Николайчук. Имя героя увековечено также в названии посёлка в Холмском городском округе Сахалинской области.

3-14.jpg

Станция Победино
Расположена на 412-м километре линии Корсаков – Ноглики Сахалинского региона Дальневосточной магистрали. Названа в честь Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.

Станция расположена вблизи старой сухопутной границы между СССР и Японией, которая в годы Второй мировой войны проходила по 50-й параллели острова Сахалин. Прикрывая государственную границу, а вместе с тем и единственную железную дорогу, идущую из северной части острова на юг, японское командование задолго до войны построило здесь укреплённый район. Закованные в железобетон доты на сопках Харамитогских высот, неприступные редуты Камышового перевала и укрепрайона Котон, десятки непробиваемых дотов и дзотов и находившиеся в них прикованные к пулемётам смертники-камикадзе – всё это предстояло взломать, сокрушить и опрокинуть в Охотское море 16-й армии 2-го Дальневосточного фронта.

В течение недели, с 11 по 18 августа 1945 года, на Харамитогских высотах шли ожесточённые бои. Утром 19 августа остатки японского гарнизона численностью свыше трёх тысяч человек сложили оружие и начали сдаваться в плен. В тех боях с обеих сторон пали около 2,5 тыс. бойцов. После овладения считавшимся неприступным укрепрайоном, советские войска, почти не встречая сопротивления частей Квантунской имперской армии, двинулись в направлении столицы Южного Сахалина – города Тойохара (Южно-Сахалинск).

В 1947 году в честь взятия с боями первой железнодорожной станции, что вслед за этим предрешило победное возвращение Южного Сахалина, станция Котон Южно-Сахалинской железной дороги переименована в Победино.

3-15.jpg

Разъезд Рихард Зорге
Расположен на 269-м километре линии Бамовская – Нерюнгри в границах Тындинского региона Дальневосточной железной дороги. Назван в честь выдающегося советского военного разведчика Героя Советского Союза Рихарда Зорге.
Рихард Зорге родился в 1895 году в городе Баку в Российской империи (ныне – Азербайджанская Республика) в семье инженера-нефтяника. Его отец был немецкого происхождения, мать – русская. Спустя три года семья Зорге переехала в Германию. В 1914–1916 годах Рихард воевал на Западном фронте Первой мировой войны, был трижды ранен, награждён Железным крестом за храбрость. С 1919 года, окончив Берлинский университет, он занимался преподавательской и журналистской деятельностью. В том же году вступил в ряды Коммунистической партии Германии. Работал пропагандистом, редактировал партийную газету, подвергался репрессиям. В 1924 году он приехал в СССР и принял советское гражданство.

С 1929 года Рихард Зорге работал в Разведывательном управлении Рабоче-Крестьянской Красной армии. Находясь в 1930–40-х годах в качестве немецкого журналиста в Германии, Японии, Китае и других странах, благодаря выдающимся личным качествам и огромному труду, он создал агентурную сеть, передававшую в течение длительного времени ценную для Советского Союза информацию.

Накануне войны Зорге отправил в Москву шифрованное сообщение о дате нападения на СССР, составе германских сил вторжения и схеме военного плана вермахта. Осенью 1941 года он передал сверхсекретную информацию о том, что Япония в ближайшее время не вступит в войну против СССР, а будет воевать против США. Благодаря этому советское командование смогло перебросить ряд дивизий из Сибири и Дальнего Востока на запад страны для обороны Москвы, и наши войска одержали победу на подступах к столице.

В октябре 1941 года резидент советской разведки в Японии Зорге был арестован местной полицией, в сентябре 1943 года приговорён к смертной казни и через год повешен. Похоронен на кладбище Тама в городе Токио. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1964 года талантливый журналист и разведчик, наделённый блестящим аналитическим умом и способностью стратегического мышления, Рихард Зорге посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Благодарные потомки назвали его именем железнодорожный разъезд на Малом БАМе.

3-16.jpg

Станция Провалово
Расположена на 57-м километре линии Барановский – Хасан Владивостокского региона Дальневосточной железной дороги. Названа в честь участника боёв с японскими захватчиками у озера Хасан в 1938 году и Великой Отечественной войны Героя Советского Союза Константина Ивановича Провалова.

Константин Провалов родился в 1906 году в деревне Бабушкино Иркутской области в крестьянской семье. Окончив неполную среднюю школу, не по годам смышлёный и волевой Константин Провалов работал уполномоченным отдела земельного устройства и председателем Бабушкинского сельского совета. В 1928 году призван на службу в Красную армию. В должности командира отделения принимал участие в вооруженном конфликте на КВЖД в 1929 году в рядах Особой Дальневосточной армии под командованием Василия Блюхера. В одном из боёв получил ранение. По окончании в 1931 году Иркутских пехотных курсов назначен командиром взвода, затем – командиром роты, занимал ряд штабных должностей, пройдя все ступени командирской деятельности.

Во время Хасанского вооруженного конфликта в июле–августе 1938 года Константин Провалов служил в посёлке Славянка командиром 120-го стрелкового полка 40-й стрелковой дивизии 1-й Приморской армии Краснознамённого Дальневосточного фронта. После провокационного нападения японцев на советский пограничный наряд на высоте Безымянная полк, которым командовал Константин Иванович, получил задачу уничтожить противника в районе высоты Заозёрная и обеспечить неприкосновенность наших границ на этом участке.

Шестого августа 1938 года после удара бомбардировочной авиации и артподготовки 120-й стрелковый полк под командованием полковника Провалова при поддержке танков пошёл в атаку на высоту Дигашели, которая из-за большого количества пулемётных гнёзд была прозвана Пулемётной горкой. Наступление приходилось вести по узкой болотистой полосе между озером Хасан и государственной границей. Перед нашими бойцами находилось пространство в 150–200 метров, сплошь покрытое колючей проволокой и простреливаемое вражескими пулемётами и орудиями. Ожесточённые бои, порой переходящие в рукопашную схватку, продолжались четыре дня.

В самые напряжённые моменты Константин Иванович возглавлял цепи атакующих бойцов, подавая подчинённым личный пример храбрости и стойкости. Дважды он был ранен, но не покинул поле боя, продолжая руководить своим полком до тех пор, пока японские войска не были выбиты с захваченной территории.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 октября 1938 года за «образцовое выполнение боевых заданий и геройство, проявленное при обороне озера Хасан» К.И. Провалову присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1941 году Константин Иванович окончил Военную академию им. Михаила Фрунзе. На фронтах Великой Отечественной войны он воевал с августа 1941 года, командовал дивизией и корпусами. После войны командовал армией. В 1950 году окончил Военную академию Генерального штаба. С 1962 года генерал-полковник Провалов командовал Южной группой войск. С 1969 году он – заместитель главного инспектора Министерства обороны и военный консультант Группы генеральных инспекторов МО СССР. Награждён четырьмя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Суворова 1-й степени, двумя орденами Суворова 2-й степени, орденами Кутузова 2-й степени, Красной Звезды, «За службу Родине в ВС СССР» 3-й степени. Умер 10 декабря 1981 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Фамилия К.И. Провалова увековечена в названии железнодорожной станции на принятой в постоянную эксплуатацию в 1941 году линии Барановский – Посьет – Краскино Дальневосточной железной дороги.

>Окончание следует


На фото: Самой южной в Приморском крае пограничной заставе «Туманная» присвоено имя Героя Советского Союза Алексея Махалина

16 апреля 1984 года на разъезде имени Героя Советского Союза В.П. Мирошниченко произошла стыковка рельсов Восточного участка БАМа

Памятник на месте гибели Бориса Николайчука, установленный на станции, названной его именем

Станция Победино Сахалинского региона Дальневосточной железной дороги

Советский разведчик Рихард Зорге, которого многие считают величайшим шпионом в истории человечества, был казнён 7 ноября 1944 года в японской тюрьме Сугамо

После войны генерал-полковник Константин Иванович Провалов командовал Южной группой войск
Подготовила Валерия Буркова, директор Музея истории Дальневосточной железной дороги