03 декабря 2020 07:21

03 декабря 2020 07:21

фото: Фотографии из открытых источников

География родной магистрали

Имена героев в названиях станций Дальневосточной железной дороги

Герои нашего рассказа – это солдаты и офицеры, граждане – патриоты своей страны, которым выпало сражаться с агрессорами и совершить подвиг во имя Родины. Они являются уроженцами разных краёв и областей Советского Союза, но всех объединяет героическая судьба. На полях боев и в тылу они снискали воинскую славу и бессмертие. Их имена сохранились в названиях населённых пунктов, улиц и станций на карте Дальневосточной железной дороги.

На железнодорожной линии Барановский – Хасан Дальневосточной магистрали, ведущей к государственной границе с Китайской Народной Республикой и Корейской Народно-Демократической Республикой, находится ряд именных станций. Их названия связаны с фамилиями Героев Советского Союза, участников вооруженного конфликта между СССР и Японией в районе озера Хасан (29 июля – 11 августа 1938 года). Это станции Бамбурово, Виневитино, Гвоздево, Махалино, Пожарский и Провалово.

Летом 1938 года японские милитаристы, провокационно нарушив государственную границу СССР с Маньчжоу-го, попытались захватить господствующие высоты на линии границы. В первых столкновениях отборным подразделениям японской армии противостояли немногочисленные отряды советских пограничников. Несмотря на внезапность нападения и численный перевес сил в пользу противника, советские воины проявили стойкость и массовый героизм. Вскоре регулярные части Красной армии выбили японские войска с захваченной территории. Хасанские события, произошедшие накануне Второй Мировой войны, продемонстрировали всему миру волю и отвагу, сплочённость армии и народа нашей страны.

После нападения 22 июня 1941 года фашистской Германии на Советский Союз на императорском совещании руководящих военных и политических деятелей Японии 2 июля 1941 года были санкционированы практические мероприятия по подготовке к войне против СССР. Японские милитаристы рассчитывали, что поражение Красной армии на советско-германском фронте создаст благоприятные условия для открытия второго фронта против СССР на Дальнем Востоке и ведения военных операций с конечной целью захвата всей территории нашей страны до озера Байкал. Провал фашистского плана «молниеносной войны» заставил Японию поменять свои агрессивные намерения. Но наличие вблизи наших границ миллионной группировки японской Квантунской армии и угроза её нападения вынуждали СССР держать на Дальнем Востоке значительные воинские силы на протяжении всей войны. Имена Героев Советского Союза, положивших свою жизнь на алтарь Победы в Великой Отечественной войне, увековечены в названии следующих разъездов и остановочных пунктов Дальневосточной магистрали: Гастелло, Клепиково, Рихард Зорге, Мирошниченко, Матросово и Кошевой.

Победная финальная точка в противостоянии СССР и Японии была поставлена в августе 1945 года в ходе Маньчжурской и Южно-Сахалинской наступательных операций советских войск. В годы Второй мировой войны сухопутная граница между Советским Союзом и Японией проходила по 50-й параллели острова Сахалин. Задолго до войны японцы создали в приграничной полосе систему долговременных оборонительных сооружений. Котонский (Харамитогский) укреплённый район прикрывал дорогу на участке Котон (Победино) – Китон (Смирных), которая вела в южную часть острова. Укрепрайон занимал до 12 км по фронту и до 16 км в глубину. Его фланги упирались на западе в горный массив, а на востоке прикрывались лесисто-болотистой долиной реки Поронай. В земле были скрыты закованные в железобетон десятки фортификационных сооружений – капониры и дзоты.

Южно-Сахалинская наступательная операция, начавшаяся 11 августа 1945 года, была кровопролитной. Советские войска штурмовали укрепления на Харамитогских высотах при поддержке авиации, но встретили мощное подготовленное сопротивление противника. Оборону японцев удалось прорвать только после недели ожесточённых боёв. Южно-Сахалинская операция завершилась победой Красной армии – остров Сахалин вновь целиком стал принадлежать СССР. В память об участниках тех драматических событий, героически погибших советских воинах, были названы станции и остановочные пункты островной магистрали Буюклы, Николайчук, Симаково, Смирных, Фирсово и Чапланово.

Станция Бамбурово
Названа эта станция в честь Героя Советского Союза Сергея Никаноровича Бамбурова, участника боёв с японскими захватчиками у озера Хасан в 1938 году и Великой Отечественной войны. Расположена она на 125-м км линии Барановский – Хасан Владивостокского региона Дальневосточной железной дороги.

Сергей Бамбуров родился в 1914 году в селе Осокино (ныне Октябрьское) Оренбургской области в крестьянской семье. Окончив неполную среднюю школу, работал автомехаником в совхозе. В 1936 году был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную армию. Служил в 65-м стрелковом полку 32-й стрелковой дивизии 1-й Приморской армии Краснознаменного Дальневосточного фронта в районе приграничной станции Гродеково.

В ночь на 7 августа 1938 года политрук роты Бамбуров с четырьмя бойцами вышел в дозор. Завершив обход постов, дозор поднялся на высоту 588,3. Неожиданно мрак рассеял свет ракеты, выпущенной со стороны границы, и советские бойцы увидели отблеск касок: к их позиции подползали японцы численностью до роты (от 110 до 150 штыков). Политрук не растерялся и приказал бойцам принять неравный бой, заняв оборону на флангах, а сам остался на вершине сопки один. Когда японцы приблизились, он открыл по ним огонь из ручного пулемёта. Расстреляв все патроны, метал гранаты, вступил в рукопашную схватку с превосходящими силами противника и, несмотря на ранение, вырвался из кольца окружения.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 октября 1938 года за «образцовое выполнение боевых заданий и геройство, проявленное при обороне озера Хасан» Сергею Бамбурову присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина.

В 1941 году Сергей Никанорович окончил Военно-политическую академию им. В.И. Ленина в Москве. Подполковник Бамбуров воевал заместителем командира полка по политчасти, командиром полка на Ленинградском и 1-м Белорусском фронтах. Воинской части, в которой он служил, за боевые заслуги было присвоено звание гвардейской, она одной из первых вышла на границы СССР. Шестого февраля 1945 года в бою за населённый пункт Гнезно (Польша) С.H. Бамбуров погиб. Похоронен в городе Бресте (Республика Беларусь) в парке имени Первого мая. Именем героя названы улица и школа в его родном селе Октябрьском. На доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска. Его фамилия увековечена в названии железнодорожной станции на принятой в постоянную эксплуатацию в 1941 году линии Барановский – Посьет – Краскино Дальневосточной магистрали.

Станция Буюклы
Расположенная на 379-м км линии Корсаков – Ноглики Сахалинского региона Дальневосточной железной дороги станция названа в честь Героя Советского Союза, участника боёв за освобождение Южного Сахалина от японских захватчиков Антона Ефимовича Буюклы.

Антон Буюклы родился в 1915 году в селе Александровка Запорожской области (Украина) в крестьянской семье. По национальности болгарин. Получив начальное образование, работал в колхозе. В 1941 году призван на службу в Красную армию. В годы Великой Отечественной войны служил на Дальнем Востоке. Воевал в должности командира пулемётного расчёта в составе 165-го стрелкового полка 79-й стрелковой дивизии 16-й армии на 2-м Дальневосточном фронте.

Четырнадцатого августа 1945 года старший сержант Буюклы в ходе Южно-Сахалинской наступательной операции участвовал в штурме укреплённого района Котон (Победино). Необходимо было любой ценой овладеть господствующей высотой на сопке. В ходе наступления его батальон был остановлен сильным огнём из тщательно замаскированных дзотов противника. В критический момент боя Антон Ефимович добровольно вызвался подавить огневые точки. Со связкой гранат он подполз к воронке от снаряда и, забравшись в неё, точно метнул гранаты в амбразуру железобетонного дзота. Атака советских воинов возобновилась, но вскоре была остановлена стрельбой новой огневой точки.

Тогда старший сержант Буюклы покатил пулемёт вперёд, скрываясь в складках гористой местности и прикрываясь щитком своего пулемёта-«максима». Приблизившись к дзоту почти вплотную, он дал длинную очередь по его амбразуре. Когда огонь противника прекратился, Антон Буюклы поднялся во весь рост, давая тем самым сигнал нашим бойцам для атаки. Вдруг японский пулемёт вновь ожил – первые его выстрелы поразили Антона Ефимовича в грудь. Мужественный воин нашёл в себе силы подползти вплотную к дзоту и ценой собственной жизни, закрыв амбразуру щитом пулемёта и своим телом, открыл батальону путь для дальнейшего наступления.

Остановочный пункт Гастелло
Расположен на 312-м км линии Корсаков – Ноглики Сахалинского региона Дальневосточной магистрали. Назван в честь участника Великой Отечественной войны Героя Советского Союза Николая Францевича Гастелло.

Николай Гастелло родился в 1907 году. До военной службы работал вагранщиком (специалистом по переплавке чугуна и обжигу руд цветных металлов) на Московско-Казанской железной дороге. По окончании школы военных лётчиков служил офицером в частях бомбардировочной авиации. Участвовал в боях с японскими милитаристами на реке Халхин-Гол в 1939 году и в Советско-финляндской войне 1939-1940 годов.

Двадцать шестого июня 1941 года звено самолётов, состоявшее из двух тяжёлых бомбардировщиков ДБ-3ф, под командованием капитана Гастелло вылетело в район Молодечно – Радошковичи. Во время воздушной атаки немецкой танковой колонны снарядом вражеского зенитного орудия был повреждён бензиновый бак самолёта Николая Гастелло. Бесстрашный лётчик направил охваченный пламенем самолёт на скопление танков, автомашин и бензиновых цистерн противника, которые взорвались вместе с самолётом героя. Н.Ф. Гастелло посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 октября 1947 года остановочный пункт Найро Южно-Сахалинской железной дороги переименована в Гастелло. Имя героя увековечено также в названии села в Поронайском городском округе Сахалинской области.

3-12.jpg

Разъезд Клепиково
Расположен на 2592-м км Байкало-Амурской магистрали в границах Тындинского региона Дальневосточной железной дороги. Назван в честь Героя Советского Союза Георгия Петровича Клепикова.

Георгий Клепиков родился в 1923 году в селе Овсянка Амурской области в крестьянской семье. Окончив неполную среднюю школу и курсы трактористов, работал в колхозе. В 1942 году был призван в Красную армию. В том же году окончил Благовещенское военное училище. С марта 1943 го воевал в должности командира роты 342-го стрелкового полка 136-й стрелковой дивизии 3-й гвардейской армии на 1-м Украинском фронте.

Второго августа 1944 года рота лейтенанта Клепикова одной из первых на участке дивизии форсировала реку Висла в районе города Аннополь Люблинского воеводства (Польша) и закрепилась на речном острове. Для удержания и расширения своих позиций советские бойцы огнём и в рукопашных схватках отбили ряд ожесточённых контратак противника и отстояли захваченный плацдарм, уничтожив до 70 немецких солдат и офицеров. В том бою красноармеец Клепиков погиб. Похоронен в населённом пункте Янишув близ города Завихост на территории Польши.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1945 года за «умелое командование подразделением при форсировании Вислы, проявленные в боях отвагу и героизм» Г.П. Клепиков посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина и Александра Невского. В честь героя войны установлен памятник, названы улица и Дом культуры в его родном селе Овсянка, а также назван железнодорожный разъезд на БАМе.

3-13.jpg

Остановочный пункт Кошевой
Расположен на 386-м км линии Корсаков – Ноглики Сахалинского региона. Назван в честь участника Великой Отечественной войны Героя Советского Союза Олега Васильевича Кошевого.

Олег Кошевой родился в 1926 году в городе Прилуки Черниговской области (Украина). Учился в средней школе в городе Краснодоне Ворошиловградской (Луганской) области. После захвата в июле 1942 года Краснодона немецко-фашистскими войсками Олег Кошевой принял деятельное участие в создании подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия», объединившей свыше ста членов. Он был избран секретарём организации и комиссаром штаба молодогвардейцев. В октябре 1942 года подпольщики перешли от распространения антифашистских листовок к партизанской вооружённой борьбе с захватчиками.

В январе 1943 года руководитель «Молодой гвардии» Кошевой был арестован. Его зверски пытали и замучили в гестаповском застенке в городе Ровеньки. В марте 1943 года после освобождения города Красной армией он был похоронен с почестями как герой. В бывших застенках гестапо, где провели свои последние дни юные патриоты-молодогвардейцы Олег Кошевой, Любовь Шевцова, Дмитрий Огурцов, Виктор Субботин, Семён Остапенко, создан мемориальный музей «Памяти погибших».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 сентября 1943 года О.В. Кошевому посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В 1947 году остановочный пункт Чирин Южно-Сахалинской железной дороги переименован в Кошевой.

3-14.jpg

Остановочный пункт Матросово
Пункт расположен на 370-м км линии Корсаков – Ноглики Сахалинского региона Дальневосточной железной дороги. Назван в честь участника Великой Отечественной войны Героя Советского Союза Александра Матвеевича Матросова.

Александр Матросов родился в 1924 году в городе Днепропетровске на Украине. Потеряв в раннем детстве родителей, он воспитывался в трудовой детской колонии в городе Уфе. Во время войны был призван в Красную армию и направлен в военное пехотное училище в городе Краснохолмске. В ноябре 1942 года рядовой Матросов в составе маршевой роты курсантов отправился добровольцем на Калининский фронт в составе 254-го гвардейского стрелкового полка 56-й гвардейской стрелковой дивизии.

Двадцать седьмого февраля 1943 года его батальон получил задачу атаковать опорный пункт в районе деревни Чернушки Калининской (Псковской) области. Как только советские солдаты вышли на опушку леса, они попали под сильный огонь противника – подступы к деревне прикрывали три пулемёта в дзотах. На подавление огневых точек были высланы штурмовые группы по два человека. Два пулемёта были подавлены, но попытки подавить пулемёт из третьего дзота не увенчались успехом.

Тогда в сторону дзота поползли красноармейцы Пётр Огурцов и Александр Матросов. На подступах к дзоту Огурцов был тяжело ранен, и Матросов принял решение завершить операцию в одиночку. Он подобрался к амбразуре дзота с фланга и бросил две гранаты. Пулемет замолчал. Но как только бойцы поднялись в атаку, из дзота вновь был открыт огонь. Тогда Матросов поднялся, рывком бросился к дзоту и своим телом закрыл амбразуру. Ценою своей жизни он обеспечил выполнение боевой задачи наступающего подразделения.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 июня 1943 года А.М. Матросову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В 1947 году остановочный пункт Сиотой Южно-Сахалинской железной дороги переименован в Матросово. Имя героя увековечено также в названии села в Поронайском городском округе Сахалинской области.


На фото: Звание Героя Советского Союза Сергею Бамбурову было присвоено в 1938 году

Бюст Антона Буюклы, установленный в сахалинском селе

Подвиг Николая Гастелло известен каждому школьнику нашей страны

Памятник Георгию Клепикову, установленный на родине героя

Картина художника В.Е. Памфилова «Подвиг Александра Матросова», хранится в Центральном музее Советской Армии

Один из многочисленных памятников Олегу Кошевому установлен в городе Саранске
Подготовила Валерия Буркова, директор Музея истории Дальневосточной железной дороги