28 ноября 2020 08:13

28 ноября 2020 08:13

фото: Георгий Куниловский

Дефект дефекту рознь

Ошибочные отцепки вагонов с подозрением на трещины и дефекты в боковых рамах отрицательно сказываются на деятельности железной дороги

За последние полтора года у осмотрщиков-ремонтников эксплуатационного вагонного депо Комсомольск значительно уменьшился процент подтверждаемости выявленных дефектов в узлах и деталях грузовых вагонов. Если в лучшие годы подтверждаемость доходила до 84%, то сейчас она колеблется в пределах 60–65%.

Сразу отметим, что общее количество отцепок по причине трещин и дефектов тех же боковых рам в депо уменьшилось. Это связано с обновлением подвижного состава на линии и уменьшением случаев заводского брака. В то же время большое количество вагонов отцепляется из-за подозрения на дефекты и трещины боковых рам, которое затем подтверждения не находит.

Процедура подтверждаемости внешне проста. Осмотрщик выявляет дефект боковой рамы. Отцепляет вагон. Снятую с вагона раму с подозрением на дефект передают в вагонное ремонтное депо Комсомольск. Там их проверяют дефектоскописты, которые дают заключение: можно ли эту раму использовать дальше без какой-либо термообработки, или всё же дефект очень серьёзен и в будущем он грозит сходом вагона.

На практике же в этом процессе проверки боковой рамы или надрессорной балки с подозрением на дефект задействованы десятки специалистов обоих депо. Выявление и проверка независимо от результата отнимает у них много времени. А сама отцепка грузового вагона отрицательно сказывается на грузовом движении.

Как пример: автор этих строк хотел написать материал об осмотрщике вагонов, который за короткий срок выявил один за другим два дефекта боковых рам. У специалистов эксплуатационного вагонного депо на тот момент не было информации о подтверждаемости. Документально они оформили лишь отцепку вагонов. Пришлось идти в вагонное ремонтное депо. Мастер этого депо Роман Тихомиров вынужден был констатировать, что осмотрщик в обоих случаях, производя отцепку вагона, перестраховался.

– Чаще всего такие ошибочные решения по выявлению дефектов происходят от незнания инструкций, – говорит Роман Тихомиров. – Содержание их сводится к выводу, что опасны только те трещины и дефекты, которые находятся в определённой зоне рамы, там, где она испытывает наибольшую нагрузку. Следует также отличать литейные дефекты, причина которых заводской брак. Если они незначительны по размерам и находятся вне опасной зоны, то по ним подтверждение не даётся. И если вагон из-за таких дефектов отцепляется, то здесь имеет место перестраховка.

Мастер Роман Тихомиров также заметил, что за последние полтора года процент подтверждаемости выявленных дефектов в узлах и деталях грузовых вагонов, которые дефектоскописты получают от эксплуатационного вагонного депо Комсомольск, значительно уменьшился. Раньше он был на хорошем уровне – доходил до 80% и выше. Сейчас по разным позициям составляет в среднем 60–70%. То есть каждый третий вагон отцепляется по подозрению на трещину боковой рамы впустую.

И ещё матер заметил, что в основном высокий процент неподтверждаемости наблюдается у молодых осмотрщиков. Им явно не хватает опыта. Он помнит то время, когда проводились школы передового опыта для молодых осмотрщиков эксплуатационного депо. Как правило, они посещали вагонное ремонтное депо, чтобы встретиться с дефектоскопистами, которые рассказывали им, как лучше выявлять трещины и дефекты. Сейчас такие встречи не проводятся. А дефектоскописты всегда готовы помочь своим коллегам-вагонникам.


На фото: Дефектоскопист Михаил Качан, один из самых лучших специалистов вагонного ремонтного депо, всегда готов поделиться советами с коллегами
Георгий Куниловский