04 декабря 2020 11:25

04 декабря 2020 11:25

Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: Наталья Кузьмина

Идеи для безопасности

Техническая смекалка и рациональный подход помогают железнодорожным пожарным нести службу

Для Владивостокского отряда ведомственной охраны филиала ФГП ВО ЖДТ России на Дальневосточной железной дороге наступает эпохальное событие. Первая в России передвижная станция по зарядке огнетушителей на днях встанет «на прикол». Местом её базирования выбрана станция Первая Речка. Здесь она будет работать уже как стационарный пункт.

Вторая жизнь для вагона
В переосвидетельствовании и заправке огнетушителей Владивостокский отряд стал первопроходцем на сети дорог. В 2004 году в Приморье появилась первая в России передвижная станция по зарядке огнетушителей. Идея поставить на рельсы переоборудованный рефвагон, отправляющийся по требованию в ту или иную точку Владивостокского региона Дальневосточной железной дороги, уже в первый год принесла существенный доход. Эксперимент получился настолько удачным, что перенимать опыт к приморцам приезжали коллеги с других дорог.

– Идея поставить на колёса вагон принадлежала начальнику отряда Магомеду Абакарову и его на тот момент заместителю Ивану Чепрунову, – рассказывает ведущий инженер Владивостокского отряда Сергей Зенин. – В модернизированном вагоне располагались производственная часть, складская и жилая, где могли отдыхать работники во время командировки. Вагон ставили в состав поезда и отправляли на узлы региона – от Владивостока до Находки и Ружино. Огнетушители у нас заправляли все железнодорожные предприятия, затем подтянулись и сторонние организации. Вагон курсировал до 2018 года. Сегодня потребность в нём уже не столь высока. И теперь настал момент его перевода в режим стационарной работы. Мы готовимся снять вагон с колёсных пар. Оборудование не устарело, периодически обновляется, поэтому уверены, что он ещё пригодится и составит достойную конкуренцию стационарным пунктам заправки, расположенным в Уссурийске и Ружино.

По словам заместителя начальника Владивостокского отряда по пожарно-технической части Андрея Гуськова, мощности одного вагона позволяли заправлять до 20 тыс. огнетушителей в год.

– Сейчас на рынке появилось много представителей малого бизнеса, которые предлагают свои услуги. Однако частные компании серьёзно занижают цену, при этом качество оставляет желать лучшего, – говорит Андрей Игоревич. – Наши же козыри – опыт, надёжность, безопасность. Кустарное оборудование для этих целей не подходит. И, конечно, специалисты должны пройти специальное обучение. Кто это понимает, остаётся нашим клиентом. Но мы надеемся, что ситуация на рынке изменится и услуга вновь станет востребованной.

Старый, не значит плохой
Рациональный подход помогает отряду эффективно содержать своё большое и хлопотное хозяйство.

– У нас работают 7 пожарных поездов, 4 из них – нового поколения. В 2021 году ждём поступление ещё одного, в Ружино. Таким образом постепенно меняем старый парк. Параллельно идёт строительство модульных зданий, расположенных на стоянках пожарных поездов. В Находке и Смоляниново успешно сдали такие дома в эксплуатацию, к новому году закончим работы в Ружино, – рассказывает Андрей Гуськов. – Все поезда, включая старые, боеготовы, они успешно несут службу. Оборудование функциональное. Единственное, везде приходится применять техническую смекалку, чтобы привести что-то в порядок или улучшить. Например, кто-то из работников придумал насос для пенообразователя, чтобы облегчить процесс перекачки, когда вагоно-насосную станцию необходимо отправить в ремонт. Идею растиражировали по всем поездам. Старые поезда – это рефсекция, переделанная под пожарный поезд. Два двигателя, две мотопомпы, плюс переносная электростанция и пожарный инвентарь – рукава, гидравлические ножницы, бензопила, лафетные стволы и т. д. Вагоны хоть и сделаны с учётом всех требований, всё равно имеют незначительные отличия – каждый начальник поезда вносит свои коррективы: перегородку уберёт или дооснастит поезд.

Новаторы-пожарные
Андрей Гуськов уверен: чтобы содержать пожарные поезда, необходимо быть хорошим хозяином.

– Я три года работал начальником поезда Уссурийск. Первое время, когда после инженерной должности пришёл на новую ступень с серьёзной ответственностью и коллективом, к которому надо найти подход, техникой, требующей внимания, – было непросто, – продолжает Андрей Игоревич. – Сразу столкнулся с недоработкой в новых поездах. Дисплей компьютера, содержащий все данные по питанию электрических цепей, батарей, состоянию генератора, вдруг потух. Перегорела плата. У вагонников, следящих за техсостоянием поезда, таких специалистов нет. Хорошо, что поезд был на гарантии, и мы смогли с конструкторами с воронежского завода, где изготавливаются поезда, обсудить все вопросы и дистанционно сами устранили неполадку. Самая большая сложность сегодня – отсутствие квалифицированных кадров, разбирающихся в обслуживании и ремонте электронной начинки современных поездов. В итоге конструкторы, по нашей просьбе сняли фильм по эксплуатации насосных станций поездов, мы распространили его. Учимся вместе в процессе работы.

Проблемой сегодня является и дорогое содержание пожарных поездов, особенно в зимнее время.

– Котлы в новых поездах «едят» много электроэнергии. Экономичнее топить углём, паром или, если есть возможность, подключиться к город¬ским системам. За два года в Уссурийске я сделал дополнительный щит электропитания, вывел кабели через трансформатор и теперь поезд можно подключить к резервному электропитанию и отапливать цистерны, если что-то случится с котлом. Однако, повторюсь, постоянно отапливаться электричеством дорого. «Дом на колёсах» тяжело содержать. Планируем в Уссурийске провести центральное отопление. Хотя это трудно – рядом развитые городские коммуникации и железная дорога.

Все, кто несёт службу в пожарных поездах, проявляют техническую смекалку. Это данность времени, считает Андрей Гуськов.

– Особенно хотелось бы отметить начальников поездов: Игоря Порошина (Уссурийск), Виталия Никитина (Сибирцево), Александра Даниленко (Гвоздево), Александра Саклакова (Ружино). Многие сделали своими силами мастерские, навели порядок по системе 5S, где всё разложено по полочкам, дооснастили оборудованием, станками. Пожарный поезд на станции Первая Речка открыл даже свою небольшую столярку. Одним словом, каждый по-своему облегчает свой труд, вносит идеи, реализует их. А итог общий – в пожарных поездах образцово-показательный порядок и высокая боевая готовность.


На фото: Огнетушители, прошедшие проверку на зарядной станции отряда, любой пожарный надзор и МЧС признают годными к эксплуатации
Наталья Кузьмина