27 октября 2020 17:58

27 октября 2020 17:58

фото: архив «ДВМ»

Негласный закон локомотивной бригады

Сахалин и Курилы признаны учёными одними из самых лавиноопасных мест на планете. Такую особенность островов учитывают во всех сферах жизни. Бывший пресс-секретарь Сахалинского региона Дальневосточной магистрали Сергей Дащинский сохранил немало воспоминаний железнодорожников, встретившихся со стихией лицом к лицу. Эти истории продолжат марафон публикаций, посвящённых десятилетию работы Сахалинской дороги в составе Дальневосточной.

Опыт заместителя начальника эксплуатационного депо Южно-Сахалинск Анатолия Вдовина – скорее исключение из правила. Он водил поезда с 1977 по 1984 год и за это время ни разу в лавины не попадал. В помощники машиниста молодого инженера, выпускника ХабИИЖТа, определил тогдашний начальник депо Георгий Ревазов.

«Каждая поездка уникальна, одинаковых нет, – рассказывал Дащинскому Анатолий Петрович. – Тот, кто прошёл участок на Холмск без замечаний, уже мог называть себя машинистом».

Хорошо, если просто застревали в пути. «Шёл из Холмска с грузовым. Метель, снегопад. Дошли до Ожидаево, дальше идти опасно, – приводит воспоминания другого машиниста Сергей Дащинский. – Диспетчер кричит: «Бросай состав на Ожидаево, а сам пробуй до станции Перевал пробиться. Хоть людям поможешь. Может, забрать кого или попросту пробить дорогу, чтобы кто-то смог выскочить из плена». Но не дотянул. На 32-м км всё-таки засел, и двое суток просидели… Интересно, что в таких ситуациях, когда свои съестные припасы заканчивались (брали-то с собой немного – на день-два, не более), начинали искать по щелям, потаённым местам, известным только машинистам, припрятанные продукты. Это, конечно, были сало или копчёная колбаса, засохший хлеб».

Лавины всегда держали в тонусе сахалинских железнодорожников. И помимо различных обязательных правил и требований, связанных с безопасностью движения поездов, у локомотивных бригад был свой неписаный закон: в случае схода лавины перед поездом и в других экстремальных ситуациях первым из кабины выскакивает помощник машиниста. Машинист в это время выполняет свои функции, а потом тоже выскакивает.

Однажды бригада в составе машиниста Алексея Наумкина и помощника Олега Мелехова влетела в лавину. «Помощник выскочил в дизельную. Возвращается. Кабина, как обычно, забита снегом, – приводит воспоминания локомотивной бригады Сергей Дащинский. – Он в стрессовом состоянии начинает руками отбрасывать снег: «Лёха! Я сейчас тебя откопаю! Подожди!» А машинист следом за ним успел выскочить, но в другую дверь и по другой стороне. Подходит сзади к помощнику, трясёт его: «Олег, я здесь!» Тот не понял, в запале на него крикнул: «Уйди, не мешай, отвали!» Пока в себя пришёл... К тому же все руки изрезал мелкими осколками от лобового стекла».


На фото: Непредсказуемая сахалинская погода держит железнодорожников в постоянном тонусе
Подготовила Татьяна Щербаченко