20 сентября 2020 23:35

20 сентября 2020 23:35

фото: Оксана Недбайло

Машинист, водитель, жена, мать

Раиса Астрейко мастерски управляет краном и электрокаром

В жизни моей героини нередко случались крутые виражи, и не всегда со знаком плюс. И каждый раз выйти на новый поворот судьбы ей помогал характер и удивительная жизнестойкость. Именно поэтому Раиса Астрейко, в прошлом дежурная по станции, смогла состояться в новой профессии. А сегодня она совмещает сразу две специальности: машиниста крана и водителя электрокара на Уссурийском локомотиворемонтном заводе (входит в ГК «ЛокоТех»).

Часто, когда встречаешься с человеком и начинаешь заглядывать в его прошлое, искать точки опоры, которые привели к успеху, собеседник начинает говорить «картинками». И этот путь не менее интересен, чем поток воспоминаний, наполненный эмоциями и чувствами. Такими зарисовками я и попытаюсь передать образ Раисы Астрейко.

– Мои детство и юность прошли в Казахстане. Отец работал трактористом, мама тоже занималась сельским хозяйством. Когда подошло время определяться с профессией, решила неожиданно для всех пойти на железную дорогу. Хотя до этого её даже в глаза не видела, видимо, сработала интуиция, – улыбаясь, рассказывает Раиса Николаевна. – Окончила училище, и меня определили на блокпост недалеко от станции Павлодар. Оперативная работа, несмотря на напряжённый график, понравилась сразу. За сутки мы пропускали до 50 пар поездов. Но грянула перестройка, а на руках маленькие мальчишки-погодки. Муж предложил переехать в Приморье. Он здесь служил и ему понравился таёжный край. Я сразу доверилась ему и, как жена декабриста, начала собираться в дорогу. Хотя любимое дело оставлять было морально тяжело. С тех пор прошло почти 30 лет, а в сердце всё равно железная дорога. В трудные минуты, когда в жизни создаётся тупиковая ситуация, и я не могу её разрешить, мне всегда снится поезд, который я никак не могу принять на запасной путь. А на утро всегда приходит правильный ответ.

В 1993-м году Раиса, увидев объявление о наборе водителей электрокара, устроилась на завод.

– Когда проходила медкомиссию, хирург, глядя на меня, тоненькую, как тростинка, пошутил: «Как же ты будешь работать, деточка? Тебе в карман подшипник надо класть, чтобы ветром не сдуло», – вспоминает она. – Но выбора особого не было. За сыновьями смотреть некому, бабушек-дедушек рядом нет. Поэтому мы с мужем специально работали в разных сменах. Довольно быстро я научилась водить электрокар, этот маленький и юркий автомобиль грузоподъёмностью 2 тонны – незаменимый механизм для завода. Мы доставляем запчасти в разные цеха, участки, территория УЛРЗ огромная – почти 17 гектаров. Однако, когда уже втянулась, поступило новое предложение – переучиться на машиниста крана. Несколько раз упорно отказывалась, боялась высоты. Но, чтобы избежать сокращения, пришлось решиться. В итоге сегодня я могу управлять всеми видами кранов. Утром я сверху руковожу процессом, а после обеда развожу грузы. Или наоборот. А страх высоты, оказывается, был не настолько силён. Это я поняла, когда молодой мальчишка слесарь полез ко мне в кабину какую-то деталь отремонтировать. Обратно спуститься он уже не мог. Пришлось, как психологу, разговаривать с ним и дышать в унисон, чтобы успокоить и шаг за шагом преодолеть путь вниз.

Конечно, работать на производстве любой женщине нелегко.

– Вредные условия. Железо вокруг. До мая шапку не снимаю и теплую униформу. Хочешь быть здоровой, а мы в любую погоду работаем на улице, и ватник наденешь. Какая тут красота? – говорит Раиса. – Но красивую одежду люблю, покупаю с удовольствием, и косметику тоже. Три года назад, когда случилось страшное наводнение в Уссурийске, пострадали и мы. Наш дом затопило водой, натянуло грязь. Лишились практически всего нажитого за эти годы. Утонули мебель, техника, 2 машины. В гараже, на огороде всё смыло. Муж тогда сказал: «Ничего, Рая, прорвёмся. Главное, живы-здоровы». И я успокоилась, снова поверив ему.


На фото: Несмотря на суровые заводские будни, Раиса Астрейко старается сохранить в себе женское начало
Наталья Кузьмина