07 августа 2020 15:10

07 августа 2020 15:10

фото: архив «ДВМ»

Первый и главный экспонат

Музей истории Амурского моста в этом году отметит свою первую круглую дату. Уже 10 лет эта уникальная площадка под открытым небом, собравшая эксклюзивные образцы железнодорожной техники, исторические документы, инструменты и другие свидетельства эпохи возведения «амурского чуда» (так называли мост в начале ХХ века), просвещает хабаровчан и гостей краевого центра и дарит незабываемые впечатления от возможности увидеть и прикоснуться к тому, с чего фактически начиналась железная дорога на Дальнем Востоке.

В честь этого юбилея «Дальневосточная магистраль» при поддержке Музея истории Дальневосточной железной дороги запускает цикл публикаций, посвящённых экспозиции и жизни музея под открытым небом. Вместе с директором музея истории дороги Валерией Бурковой мы вспомним, как появлялись экспонаты, узнаем не только об их прошлом, но и о настоящем и будущем. Откроет серию материал о самом первом и самом главном экспонате – металлической ферме начала ХХ века кон¬струкции Лавра Проскурякова.

– Открытие для постоянного движения автодорожного перехода обновлённого моста в октябре 1999 года ознаменовало завершение первой очереди реконструкции, – рассказывает Валерия Буркова. – Это позволило начать демонтаж металлических пролётных строений начала ХХ века. Летом 1999 года началась понтонная съёмка отслуживших свой срок ферм, которые были отбуксированы к берегу по воде. В июне 2000 года одна из 18 демонтированных конструкций, величественно «проплыв» по водной глади, была поставлена на временные металлические опоры, чтобы стать первым экспонатом будущего Музея Амурского моста.

В 2008 году, когда начались работы по созданию открытой площадки, с помощью 180-тонных гидравлических домкратов 127-метровый пролёт развернули на 90 градусов и установили на постоянные опоры, расположив параллельно действующему совмещённому мостовому переходу. Работы проводили специалисты Хабаровского мостоотряда ОАО «Дальмостострой», который был генеральным подрядчиком на реконструкции Амурского моста. Пролётное строение, отслужившее 80 лет, предстояло привести в надлежащий вид, что также требовало особого подхода.

– Во время работ по установке фермы на постоянные опоры проходила и её покраска. Сегодня и действующий мостовой переход, и наш главный экспонат покрашены одинаковой краской самого высокого качества, – отмечает Валерия Буркова. – Работы тогда проводили иностранные специалисты. Гарантия давалась на 12 лет. Но первые признаки отслоения краски появились на конструкции примерно через 7 лет. Это тоже значительный срок, так как надо учитывать среду, в которой находится ферма, – перепады температуры, ветры и морозы. Но, несмотря на это, у неё и сегодня достойный вид, благодаря систематическим реставрационным работам.
Сейчас за состояние пролётного строения Амурского моста конструкции Лавра Проскурякова отвечает служба пути Дальневосточной дирекции инфраструктуры. Работники ПЧ ИССО ежегодно приводят экспонат в порядок. Пока ферме достаточно локальной шлифовки и покраски.


На фото: Пролётное строение конструкции Лавра Проскурякова уже много лет обращает на себя внимание всех уезжающих и приезжающих в Хабаровск по Амурскому мосту. Июнь 2010 года
Татьяна Щербаченко