13 августа 2020 20:53

13 августа 2020 20:53

Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: архив «ДВМ»

Правильный контакт убережёт от отказов

На Дальневосточной магистрали завершился первый этап испытаний новой незамерзающей контактирующей жидкости для ультразвуковой дефектоскопии рельсов железнодорожных путей (НЖДКА). Исследования, проведённые в полевых и лабораторных условиях, показали высокую эффективность разработки.

Новый состав создан Институтом материаловедения Хабаровского научного центра Дальневосточного отделения Российской академии наук. Толчком к поиску инновационных решений стал резкий рост непроизводительных потерь, связанный с использованием существующей контактирующей жидкости.

– Для нашей дороги вопрос качества контактирующей жидкости стоит особенно остро, учитывая суровые условия, в которых работает весь полигон дороги. В отдельных регионах, например, в Тындинском, среднесуточные температуры в январе-феврале доходят до минус 50 градусов, – говорит начальник службы технической политики Дальневосточной железной дороги Борис Румянцев. – В условиях разворота грузопотока на Дальний Восток, постоянно растущих объёмов перевозок даже небольшой сбой в перевозочном процессе отрицательно отражается на показателях дороги.

В прошлом году возросло количество выявлений и замены неисправных колёсных пар при техническом обслуживании пассажирских вагонов в структурных подразделениях Дальневосточного филиала АО «ФПК». Так, с дефектом «ползун» (деформация на поверхности катания колёс) в 2019 году было заменено в 3,5 раза больше колёсных пар, чем годом ранее.

Недостатки используемого состава НЖДКА отражаются также и на работе локомотивного комплекса. Только с 1 по 26 декабря 2019 года машинисты заявили о 95 случаях боксования, которые совпали с работой дефектоскопных тележек, использующих контактирующую жидкость.

– В марте этого года ВНИИЖТ провёл исследование контактирующей жидкости, применяемой сейчас на дороге. Учёные определяли её влияние на коэффициент сцепления при торможении и тормозной путь подвижного состава, – отмечает Борис Румянцев. – Заключение института подтвердило нашу гипотезу – применение НЖДКА могло привести к образованию дефектов на поверхности катания колёс при торможении, к увеличению тормозного пути, боксованию локомотива при движении в режиме тяги после её нанесения.

Полевые испытания новой разработки прошли на дефектном тупике станции Комсомольск-на-Амуре, где собраны различные рисунки дефектов. Из 36 повреждений дефектоскопная тележка выявила 32. Это отличный результат, потому что испытания проводились при минусовых температурах, с учётом снега и обледенелости на путях, с наличием мазутных пятен, значительно усложняющих работу дефектоскопов.

В основе состава современных НЖДКА вместо этилового спирта используются растворы солей. Коэффициент трения скольжения – один из ключевых показателей эффективности контактирующей жидкости. У применяемой сегодня НЖДКА этот показатель не превышает 0,03, тогда как норматив требует 0,15. В своей разработке хабаровским учёным удалось усовершенствовать рецептуру состава таким образом, что коэффициент трения скольжения вырос до 0,5, что в три раза выше минимально допустимого значения.

– Институт материаловедения разрабатывал новую НЖДКА в инициативном порядке, что не потребовало от компании на данном этапе дополнительных многомиллионных затрат, – отмечает Борис Румянцев. – Этот опыт сотрудничества дальневосточных железнодорожников и учёных РАН стал возможным благодаря работе региональной инновационной площадки. Её специалистами изучена и подтверждена возможность организации взаимодействия владельца результата интеллектуальной деятельности и потенциального производителя в целях выпуска инновационной контактной жидкости в объёмах, необходимых не только для Дальневосточной железной дороги, но и для всего Восточного полигона.

Отказаться от использования спиртосодержащих жидкостей в ОАО «РЖД» было решено в 2017 году. Перед разработчиками новых материалов стояла задача исключить электрохимическую коррозию узлов и деталей дефектоскопов, а также щелочную среду и условия для образования солей в контактирующей жидкости.


На фото: Вопрос качества контактирующей жидкости для дальневосточных железнодорожников стоит особенно остро, учитывая суровые условия, в которых им приходится работать
Татьяна Щербаченко