03 июня 2020 00:24

03 июня 2020 00:24

фото: архив «ДВМ»

Лесные перевозки поддержат квотами

Дальневосточным лесоэкспортёрам предоставят дополнительные квоты на вывоз сырья, что может положительно повлиять на погрузку лесных грузов, заметно упавшую с начала года. Ситуации в лесопромышленном комплексе на Дальнем Востоке было посвящено совещание, которое 26 марта провёл полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев.

Как признают чиновники, отрасль оказалась в тяжёлом положении, в том числе вследствие сокращения спроса на лесную продукцию в Китае. В январе-феврале 2020 года наблюдалось снижение объёмов вывоза круглого леса с Дальнего Востока на 27,4% к прошлогоднему уровню – до 349 тыс. кубометров. Спад наблюдался и в части экспорта продукции лесопереработки. За два месяца её экспортировано 388 тыс. кубометров. Это почти на 18% меньше, чем за тот же период 2019 года.

Если говорить непосредственно о Дальневосточной железной дороге, то погрузка лесных грузов (древесины и пиломатериалов) в январе-феврале сократилась более чем на треть к прошлогоднему результату – до 464,4 тыс. тонн. В частности, спад отправок произошёл в Комсомольском регионе, где расположено немало лесопогрузочных станций.
– За два месяца погрузка различных грузов по Комсомольскому территориальному управлению составила 2,5 млн тонн со снижением к аналогичному периоду 2019 года на 2,2% и к заданию – на 13,6%. Сказалось и то, что упала погрузка лесных грузов (минус 80 тыс. тонн), хотя принимаем все меры для восполнения. В феврале частично удалось восполнить отставание, – сказал заместитель начальника Дальневосточной железной дороги по Комсомольскому территориальному управлению Вячеслав Скрипка.

Тем временем, принимая во внимание ситуацию с распространением коронавируса, замедлением деловой активности Китая, крупнейшего потребителя дальневосточной лесопродукции, Минпромторг совместно с Минвостокразвития представили краткосрочные меры, до конца 2020 года, для развития отрасли.

Как известно, с целью стимулирования глубокой лесопереработки в начале года государ¬ством в очередной раз были повышены таможенные пошлины на вывоз необработанной дальневосточной древесины с 40 до 60%. При этом по низкой ставке – 13% – могут экспортировать кругляк компании, активно инвестирующие в перерабатывающие мощности, для чего выделяются определённые квоты. Сейчас для поддержки отрасли предлагается ввести дополнительную тарифную квоту в размере 2 млн кубометров (в тоннаже это может быть более 1,5 млн тонн) для пиловочного сырья. Причём круг её получателей планируется расширить за счёт компаний, которые ещё не имеют лицензии на экспорт древесины в рамках квоты на текущий год.

– Надо сделать так, чтобы лесной фонд давал как можно больше пользы Российской Федерации и людям, которые живут в нашей стране. Вместе с тем мы должны учитывать изменения в экономике, которые происходят сейчас, и оказать поддержку тем лесозаготовителям, которые готовы вкладываться в глубокую переработку леса, – подчеркнул на совещании Юрий Трутнев.

Какой объём древесины может быть привлечён на железную дорогу – сказать пока сложно, в лесной логистике на Дальнем Востоке задействованы также автомобильный и водный транспорт. В свою очередь на Дальневосточной магистрали работают над повышением качества обслуживания клиентов.

– В целях увеличения погрузки лесных грузов на станции Этыркэн мы пересмотрели организацию работы и задействования маневрового локомотива из-под рабочего поезда под подачу-уборку вагонов. В выходные дни, когда этот поезд отменяется, привлекаем дополнительный тепловоз. Это уже позволило увеличить здесь погрузку за два месяца на 10%, – отметил Вячеслав Скрипка.

Кроме того, на привлечение объёмов должно повлиять безусловное выделение подменного локомотива станциям Хурмули и Постышево, когда основной маневровый тепловоз уходит на техническое обслуживание ТО-2. Тем самым у местных предприятий исключатся простои по отгрузке продукции.

Также расширится география действия услуги «Грузовой экспресс», адаптированной для отправителей лесных грузов. Как сообщил начальник Дальневосточного территориального центра фирменного транспортного обслуживания Виктор Демьянко, в этом году планируется реализовать технологию формирования и отправления ускоренных поездов в рамках данного сервиса со станции Хор в направлении погранперехода Гродеково – Суйфэньхэ (КНР).


На фото: Необходимо учитывать изменения в экономике и оказывать поддержку лесозаготовителям, которые готовы вкладываться в глубокую переработку леса
Павел Усов