30 марта 2020 08:05

30 марта 2020 08:05

фото: Наталья Кузьмина

Возвращённые имена

Скоро увидит свет книга о репрессированных дальневосточных железнодорожниках

Кандидат исторических наук доцент Приморской государственной сельскохозяйственной академии Елена Гнатовская написала уникальную книгу, посвящённую железнодорожникам, жившим в сложный период 30-х годов прошлого столетия. Автору удалось с документальной точностью через судьбы людей воссоздать картину прошлого.

Железнодорожной темой Елена Гнатовская «болеет» с детства.

– Это семейная история. Мой дедушка, 1904 года рождения, вышел на пенсию машинистом-инструктором паровозного депо Ворошилов (ныне Уссурийск). Он меня, можно сказать, воспитал. Всё детство я внимательно слушала их с бабушкой рассказы, запоминала фамилии, которые теперь всплывают в документах. Дед Николай был награждён орденом Ленина за перевозки грузов в годы Великой Отечественной войны, – вспоминает Елена Николаевна. – Его брат Максим Лукьяненко в 1944 году был командирован начальником объекта ПВО на стратегически важную пограничную станцию Коломыя Львовской железной дороги. Через год он вернулся в Приморье, служил инженером-лейтенантом на станции Ружино. Другой брат, Кузьма, был парторгом на станции Бира, в военные годы возглавлял восстановительный поезд. Атмосфера железной дороги была мне очень близка, наверное, поэтому, став историком, я обратилась к этой теме.

3-12.jpg

Свою дипломную работу, а чуть позже и кандидатскую диссертацию, Елена Гнатовская посвятила железнодорожникам.

– Я исследовала 1917-1922 годы, старалась показать, что именно железнодорожники в Приморье в этот период играли решающую роль, – продолжает Елена Николаевна. – Железная дорога формировала рабочий класс. Позже, когда начали открываться архивы, рассекречиваться материалы, мне стал интересен период 30-х годов – время массовых репрессий. Я задалась вопросом, как жили люди в этих жёстких условиях? Первый список репрессированных – 22 человека, нашла на УЛРЗ. Кадровики не ленились, заполняя данные о работниках, указывать причину увольнения: арест. Результатом работы в 2011 году стала монография. Сейчас я подготовила её второе, дополненное, издание. Документы, которые попадают мне в руки, словно живые. Начинаешь читать протокол партийного собрания, в котором тщательно фиксировались все диалоги, и перед глазами разворачивается настоящий фильм. Так, по крупицам собирая информацию, я написала около 30 развёрнутых историй. Всего же в книге есть имена 236 человек – работников разных станций, депо, ставших жертвами репрессий, и дана краткая информация о них.

Все судьбы, о которых рассказывает Елена Гнатовская, пропущены через сердце.

– Я не достраиваю их в художественно-литературном смысле, подаю только факты, но и этого хватает, чтобы прочувствовать силу и боль этих людей, их трагедию, – говорит она. – Вот одна из последних биографий.

…Семья Кокиных жила на станции Вяземская. Её глава Спиридон Авксентьевич, в прошлом железнодорожник, держал большое хозяйство. Семья из 10 человек жила в доме из пяти комнат, имела амбар и другие хозпостройки. Владела заимкой площадью 12 га земли, где во время сбора урожая работали наёмные китайцы. Спиридон на своих опытных полях испытывал передовые агротехнологии, участвовал в сельскохозяйственных выставках. Занимался активной общественной работой, неоднократно избирался в сельсовет. Расцвет его хозяйства пришёлся на годы дальневосточного НЭПа. Однако в 1931 году, после смерти жены, Спиридон, резко сорвавшись, уехал из Вяземского. Одна из причин бегства – начало массовой коллективизации и страх быть зачисленным в кулаки.

Его младший сын Сергей в 1927 году поступил на работу слесарем в депо Вяземская, спустя 4 года сдал экзамены на машиниста. Но 21 марта 1934 года так называемая «комсомольская тройка» при политотделе Второго района ДВЖД постановила исключить Сергея из комсомола и уволить его как сына кулака. Спасла парня положительная характеристика одноклассника, помощника секретаря ВЛКСМ по военной работе Ильи Логачёва. Это редкий случай, когда человек остался жив, а дело было закрыто…


На фото:  Елена Гнатовская всю жизнь исследует «белые пятна» в истории Дальневосточной железной дороги

Братья-железнодорожники: Максим, Кузьма, Николай Лукьяненко (слева направо), 1936 год
Наталья Кузьмина