21 января 2022 23:44

21 января 2022 23:44

фото: Татьяна Щербаченко

Золоту и лесу он предпочёл железную дорогу

Всё смешалось в доме Кроловецких… Так в двух словах можно описать прошедшие выходные этой семьи. Повод для ранних гостей и суеты приятный и, более того, очень значимый. Ветеран локомотивного депо Хабаровск-2 Кэт Кроловецкий отметил своё 95-летие.

Телефон не смолкает, домофон требует хозяина к входной двери. Кэт Петрович лично отвечает на звонки и встречает гостей. Список его посетителей довольно внушительный: представители совета ветеранов Хабаровского территориального управления, локомотивного депо Хабаровск-2, руководство депо, представители городской администрации, а также администрации Железнодорожного района.

Пока гости собираются, есть отличная возможность спокойно поговорить с юбиляром, узнать подробности его трудового и жизненного пути.

Родился и вырос он в деревне у города Зея. В 1942 году призвали в армию. Попал в отдельный запасной линейный полк связи в селе Князе-Волконское. 

– В феврале 1945-го в Шмаковке сформировали новую дивизию, в которую попал и я, – вспоминает ветеран. – В августе нас направили в Маньчжурию. На поезде добрались до Благовещенска, а оттуда на барже – до китайских берегов. Воевать довелось мало. От границы прошли всего 30 км. Думали, что возьмём укрепрайон быстро, на «ура», но не получилось. Ждали, пока японцы не капитулировали. 

Война закончилась, дивизию расформировали, но приказ о демобилизации не поступил. Дальневосточные рубежи Советского Союза ещё оставались в опасности, а сменить тех, кто стоял тогда на защите границ, было просто некому… Кэта Кроловецкого направили на Большой аэродром в Хабаровск, в батальон обслуживания. До 1950 года служил там радистом. Срок его срочной службы в итоге составил 8 лет. 

– Перед демобилизацией дали отпуск. Поехал домой. Отец посоветовал не возвращаться в родную деревню, потому что считал, что, кроме как золото мыть либо дрова пилить, работы не найду, – рассказывает он. – На Большом аэродроме нашими шефами были ребята из локомотивного депо, поэтому и решил пойти трудиться туда. В депо познакомился и с будущей супругой Анной Карповной, которая подарила мне троих детей. 

Первые полтора года кидал уголь в топку паровоза. Машинист очень ценил своего кочегара, но не побоялся лишиться его, чтобы получить взамен грамотного помощника. Десять лет Кэт Петрович проработал помощником машиниста паровоза. А в 1962 году сам сел за рычаги управления маневрового локомотива. 

Пятнадцать лет Кэт Кроловецкий водил паровозы и тепловозы на сортировочной горке. Выйдя на пенсию, дома усидеть не смог и ещё 17 лет проработал машинистом компрессорной установки в Хабаровской ШЧ. Поэтому можно считать, что Кэт Петрович пенсионер достаточно молодой. 

Общаясь с юбиляром, невозможно было удержаться от вопроса о его имени. Эпохи менялись стремительно, но важные для советских людей слова «коммуна», «электричество», «труд» навсегда остались в имени Кэта Петровича. Так его назвала мама, активистка, председатель сельсовета. 

– Маленьким меня называли Кэтя. Супруга по имени практически не называла. А тёща сразу переименовала в Николая. Меня хоть горшком назови, только в печку не ставь, – смеётся Кэт Петрович. – Дочь протестовала против такого отчества, но со временем приняла его и сейчас говорит, что это самое лучшее имя. А вот на работе только по имени и звали, у ребят затруднений с этим не было. 

В свои 95 Кэт Петрович может похвастаться неплохим самочувствием. В больницу ходит только на комиссию, таблетки не принимает. 

– Я считаю, что секрет моего долголетия – здоровый образ жизни, – говорит юбиляр. – Алкоголь не употребляю, постоянно двигаюсь. Раньше мы много времени проводили на даче. Но и сейчас стараюсь не сидеть целыми днями в кресле. Немного хожу, пока смотрю телевизор – кручу педали велотренажёра, читаю журнал «ЗОЖ». 
Вот таким бодрым, подвижным и позитивным Кэт Кроловецкий встретил свой 95-й день рождения. 
 

На фото: Кульминация торжества: зачитывается поздравление с 95-летием от президента Роосийской Федерации Владимира Путина
Татьяна Щербаченко