28 января 2022 23:00

28 января 2022 23:00

Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: Алексей Жуланов

Кайдзен по-железнодорожному

Бережливые проекты помогают компании экономить серьёзные средства

На Дальневосточной железной дороге подвели итоги работы за 9 месяцев по реализации программы бережливого производства. В этом году магистраль представила не только высокий экономический эффект от проектов, воплощённых в жизнь, но и неординарные идеи.

Эффект – в миллионах
Всего в этом году были реализованы 164 проекта, в «бережливой» работе приняли участие 29 предприятий. Основная часть проектов (44%) имеет экономический эффект от 100 тыс. до 500 тыс. рублей. 

– При этом наибольшую активность показали железнодорожники Владивостокского региона, – рассказал заместитель начальника службы технической политики Игорь Волков. – Особенно хочется отметить подразделения Дальневосточной дирекции тяги, службы пути Дальневосточной дирекции инфраструктуры. При серьёзном плане они перевыполнили установленное задание на 26%. Дальневосточная дирекция по ремонту тягового подвижного состава и Хабаровская дирекция материально-технического обеспечения тоже показали отличный результат, перевыполнив план более чем в три и в два раза соответственно. 

В целом же общий экономический эффект от реализации проектов бережливого производства составил 130,8 млн рублей, что на 1,1%, или 1,5 млн рублей, выше плана.

Наибольший рост достигнут в сравнении с 2017 годом, тогда полученная экономия составила 77 млн рублей. При этом план на этот год, как отмечают железнодорожники, был изначально задан очень высокий. А как известно, сегодня экономический эффект должен составлять не менее 10% от программы мероприятий по повышению операционной эффективности и оптимизации расходов. 

– В то же время предприятия и дирекции с ним справились, – прокомментировал заместитель главного инженера Дальневосточной железной дороги Сергей Дрокин. 

Судьба сэкономленных средств, согласно действующему распоряжению ОАО «РЖД», распределится следующим образом: 26 млн рублей останется в бюджете предприятий, они могут их направить на реализацию проектов бережливого производства, 30 млн пойдут на дополнительное премирование работников, а 74,5 млн рублей – экономия компании. Кроме этого уже в первом полугодии были поощрены 285 человек на 7,5 млн рублей. В четвёртом квартале предлагается отметить ещё 59 работников и 391 – в первом квартале 2019 года. 

Тем не менее, как отметил Сергей Дрокин, на повестке дня есть вопросы, которые необходимо активнее решать в рамках территориальных проектных офисов. Это реализация мультифункциональных проектов с большим синергетическим эффектом, в которых затронуты интересы разных структурных подразделений. 


Новый пульт для движенцев 
Наиболее интересным проектом с хорошим технологическим эффектом признан проект Владивостокской дистанции сигнализации, централизации и блокировки по улучшению процесса замены пульта-табло, внедрённый на станции Находка. 

– При прежней технологии, чтобы выполнить необходимые работы, надо было выключить из электрической централизации все устройства СЦБ. Затем произвести полный демонтаж старого пульта-табло, смонтировать новый, после чего провести проверку зависимостей и соответствий с напольными устройствами, – рассказали в дистанции. – Поэтому на время замены пульта-табло специально вводились дополнительные стрелочные и контрольные посты, устанавливалась связь с местом работ для организации пропуска поездов. На всё уходило до 4 суток. При нынешних объёмах, которые перерабатывает станция Находка, провести эту операцию было весьма проблематично. 

По новой технологии выключения всех устройств СЦБ не потребовалось. Это позволило уйти от задержек поездов на время организации стрелочных постов. Сократилось и количество людей, участвующих в перепайке, монтаже и переключении оборудования. Все работы по замене пульта-табло были выполнены днём – в светлое время суток, без нарушения зависимостей между стрелками и сигналами, что значительно улучшает обеспечение вопросов охраны труда и безопасности движения поездов. Новая технология, универсальная для любого типа ЭЦ и ёмкости станции, имеет потенциал развития, что позволит сократить общее время переключений.


Ремонт с умом
Ещё один интересный проект, отмеченный на Дальневосточной железной дороге, принёс экономический эффект в размере 17 млн рублей. Он касается проведения работ в объёме ТО-2 и ТО-3 тепловозам приписки эксплуатационного локомотивного депо Комсомольск, работающим на станции Волочаевка-2. Расстояние от неё до ПТОЛ Комсомольск-Сортировочный составляет 331 км. В то же время сервисное локомотивное депо Дальневосточное филиала «Дальневосточный» ООО «Локо¬Тех-Сервис», базирующееся в Хабаровске, находится в 56 км, а его производственный участок на станции Вяземская – в 175 км. Их технические возможности могут обеспечить дополнительный ремонт тепловозов серий ТЭМ2, ТЭМ18, ТЭ10. 

В итоге работы в объёме ТО-2 начали выполняться в Хабаровске, а ТО-3 – на Вяземской. Это привело к снижению непроизводительных потерь от пересылки тепловозов, повысило качественный показатель использования локомотивов грузового движения и на выходе дало хороший экономический эффект. 


Дело – труба
На станции Вяземская реализован и другой значимый проект. Работники Хабаровского производственного участка Дальневосточной дирекции по тепловодоснабжению оптимизировали процесс ремонта водопровода. Используемая раньше технология для замены водопроводной сети предполагала рытьё траншеи экскаватором глубиной и шириной по 5 м на всём протяжении линии, которую планировалось заменить. При этом, если требовался ремонт водопровода, сварочные работы по стыковке металлических труб надо было проводить через каждые 11 м. 

В результате пересмотра технологии котлован готовится именно на месте входа новой трубы в уже существующую, аналогично и на месте выхода. Затем протягивается стальной трос, он закрепляется на начале трубы, устройстве конуса и затем с помощью лебёдки трос с трубой протягивается в уже существующую линию. Кроме этого авторы проекта решили использовать ПНД-трубы из полимерных материалов. Они в отличие от металлических по пропускной способности позволяют задействовать меньший диаметр благодаря снижению сопротивления движения жидкости. Таким образом время на замену 100 м водопровода сократилось на 77%.


На фото: Сегодня уже на стадии проектирования новых проектов, таких как ПТОЛ в Уссурийске, нужно закладывать современные технологии с элементами бережливого производства
Наталья Кузьмина