21 января 2022 23:19

21 января 2022 23:19

фото: Екатерина Крюкова

Усиление на второй срок

На Дальневосточной железной дороге продлён повышенный режим по охране труда

Летом 2018 года на сети железных дорог резко выросло число случаев производственного травматизма. Есть и смертельные. Дальневосточная железная дорога пока держит ситуацию под контролем: три случая травматизма с начала года – это меньше, чем на других магистралях, и пока незначительно меньше, чем в прошлом году. Однако проверки, проведённые в рамках мероприятий повышенного режима, выявили на предприятиях множество мелких недочётов и нарушений. А ведь из них и складывается очередной трагический случай. На вопросы корреспондента отвечает заместитель начальника службы охраны труда и промышленной безопасности Эдуард Королёв.
1-2.jpg
– Расскажите о результатах повышенного режима.
– Проведены 1595 целевых и 1565 оперативных проверок. В 90 случаях приостановлена работа, изъяты 562 талона по охране труда, от работы отстранены 230 работников. Всего этого можно было избежать. В основном выявляются одни и те же нарушения: содержания маршрутов служебных проходов, состояния санитарно-бытовых помещений, рабочих мест, порядка ведения КСОТ-П, требований электробезопасности и безопасности при производстве работ.

– Почему решили его продлить?
– Работа в области охраны труда в ряде дирекций признана неудовлетворительной либо недостаточной. Поэтому мы и дальше будем работать в графике – две проверки в неделю. Продолжают выявляться системные нарушения при проведении инструктажей, проверке технологических карт, проведении технических занятий. Мы настроены добиться положительного результата. Коллеги должны понять, что от качества их профилактической работы зависит жизнь и здоровье людей.

– В чём основная причина травматизма?
– Анализ несчастных случаев показывает, что техногенных причин практически нет, лишь человеческий фактор. У нас в основном это неудовлетворительная организация работ, нарушение технологических процессов.

Случай со смертельным исходом в этом году допущен на станции Сибирцево. Это яркий пример такой тенденции. Основная причина гибели работника – неудовлетворительная организация производства работ. После расследования был принят ряд мер, чтобы нормализовать ситуацию. Пересмотрены планы технического обучения в части расширения форм обучения и внедрения методов практической отработки навыков безопасного производства работ и при нахождении на железнодорожном пути. Ведётся работа по пересмотру технологической документации.

Наша общая цель – свести травматизм со смертельным исходом к нулю. Отсюда такое внимание к недочётам и ужесточение мер.

– Меры безопасности находят отражение в технической документации, которая есть у каждого работника?
– Наши специалисты уже выходили на сетевых совещаниях с предложением отражать меры безопасности в технологической документации, применительно к выполняемым операциями с учётом специфики работ. У нас разработан и утверждён Порядок организации разработки, определения и отражения требований безопасности. В нём в единый комплекс связаны специальная оценка условий труда, идентификация опасностей и оценка рисков, в целом определена система работы по данному направлению деятельности. 

В июле служба провела вебинар с начальниками и специалистами технических отделов, специалистами по охране труда, главными инженерами подразделений. На полигоне дороги действуют 12 317 технологических карт, необходимо разработать 353 карты, фактически разработано 120. Они будут пересмотрены.

– От проверок не уйти?
– Проверочная деятельность остаётся основной профилактической мерой по предупреждению травматизма. Проверки доказывают свою эффективность. В целом проведено 240 проверок, 4 аудита, организованы и проводятся проверки ремонтно-путевых работ. Выявлено более 2000 замечаний.

По фактам выявленных несоответствий, предъявляемых к оборудованию, инструменту, несоблюдению требований охраны труда, пожарной, промышленной и электробезопасности, принято 268 запретных мер, вплоть до отстранения от работы. 

Не нужно забывать, что цель проверки – не наказание нарушителя, а своевременное обнаружение риска и тем самым предотвращение травмирования. И это задача не только проверяющих, но и работников предприятий. Только силами специалиста по охране труда ситуацию не исправить. Наши исследования показали, что инженер по охране труда сегодня перегружен работой с документами. Если он добросовестно работает с программами, на взаимодействие с людьми у него остаётся только 17 % рабочего времени. А ведь без работы с коллективом нельзя. Поэтому нужно, чтобы на предприятии все трудились, как во время повышенного режима. Тогда и проверки не будут нужны.


На фото: Меры безопасности начнут отражать в технологической документации применительно к выполняемым операциям и с учётом специфики работ
Беседовала Екатерина Крюкова