18 января 2022 22:06

18 января 2022 22:06

фото: Максим Каленник

Наша профессия даёт хороший шанс научиться жизни

Такой общий снимок, на котором запечатлены вместе пять разъездных контролёров-кассиров АО «Экспресс Приморья», – большая удача для журналиста. Обычно девушки работают по два человека на линии, разъезжаясь в разные стороны Приморья. Почему они выбрали железнодорожную профессию? Каким смыслом наполняют её? Эти и другие вопросы мы задали нашим собеседницам.

Раннее утро на станции Кипарисово, где мы встретились в  ожидании электрички, выдалось ясным и солнечным. С увесистыми сумками и в ладно сидящей форме, девушки напоминали, скорее, почтальонов. Преображение их происходит сразу, как только они попадают в вагон. Чётко поставленными, почти дикторскими голосами контролёры уверенно объявляют о своём присутствии просьбой предъявить билеты. Тогда на ум приходит другое сравнение – сотрудники полиции, призывающие к порядку. Именно из таких разных оттенков и состоит профессия, которой мои героини посвятили свою жизнь.

Наталья Горобец – девушка с характером. Она одна воспитывает двоих детей. Поэтому профессия для неё – не только романтика и призвание, но и возможность стабильного заработка и удобного сменного графика. За 12 лет работы в пути с ней происходили разные ситуации.

– Плохие, как правило, не остаются в памяти. А из хороших сразу вспоминаю случай про признание в любви, – с улыбкой рассказывает она. – Незнакомый парень встал передо мной на колени в вагоне и начал умолять отдать ему руку и сердце. Я, конечно, растерялась. Зато пассажиры активно поддержали его, упрашивая меня согласиться. Оказывается, этот Ромео следил за мной и высчитывал, на каком из маршрутов может встретить. Но я тогда, растерявшись, убежала в другой вагон. Это было в 2008 году, и с тех пор передо мной больше никто на колени в электричке не становился. Дети же мои растут мотивированными на железную дорогу. Младший сын, например, любит в качестве подарков получать паровозики – и виде торта, и в виде игрушек, конструкторов. Так и живём… 

Елена Шаброва – из семьи потомственных железнодорожни¬ков. Начала работать она на стан¬ции Угольная в 1992 году  – сначала сигналистом, потом перешла в путейцы. Промеры, шпалы таскала наравне с мужчинами. С тех пор трудностями её не испугать.

– Платили хорошо. Хоть и неженское это было дело, но я бы вернула тот отрезок жизни. И снова вышла бы на путь. Вам не понять этой романтики. А мы работали как одна команда – дружно, весело, подставляя друг другу плечо, – вспоминает она. – После сокращения я перешла в проводники на местные фирменные электрички, а через некоторое время стала разъездным контролёром-кассиром. Работа мне не снится, устаю так, что сплю как ангел. Но профессию люблю. Хотя по первому образованию я педагог и психологию изучала – именно поэтому на железной дороге чувствую себя как рыба в воде. Как и мой муж. Он машинист электропоезда, сегодня, например, в ночную смену выходит. Очень люблю на него смотреть, когда он надевает форму. В душе сразу появляются гордость и восхищение. 

Валентину Маликову в профессию привело объявление в газете. С тех пор 10 лет пролетели как миг. 

– Есть у меня один замечательный рецепт, позволяющий избежать негатива и не болеть потом: надо проще относиться к жизни и уметь забывать плохое, – говорит она. – Этому меня научила работа. Ещё она сделала мой характер крепче, выдержаннее, стрессоустойчивее. Я очень организованна, умею легко находить контакт с любым человеком, могу сама поднять себе настроение, даже если улыбаться совсем не хочется. Согласитесь, в этом есть большая польза. До этого я работала делопроизводителем – не сравнить с нынешним моим положением. Сейчас у меня в жизни больше эмоций, движения, возможностей стать лучше. 

Татьяна Терёхина – северянка. Долгое время жила в Норильске. А пять лет назад переехала с семьёй в Приморье. И судьба привела её на железную дорогу.

– Я уже хорошо знаю многих пассажиров. Если и встречаются конфликтные люди, это улавливается сразу, даже на расстоянии. Стараюсь, как бы не замечать, не акцентировать своего внутреннего внимания на этом. А просто улыбнуться – от души, искренне и открыто. И верите ли, отлично работает! Что удивительно, профессия научила меня, как экстрасенса, улавливать и предсказывать любое поведение человека. Заранее могу сказать, например, что меня сейчас кто-то угостит конфетой. Никак не могу к этим «чудесам» привыкнуть. 

Леся Москаленко самая «молодая» в этой пятёрке – разъездным контролёром-кассиром она работает всего месяц. В РЖД её привела сестра Ксения.

– Она на другом пригородном маршруте катается. Так что теперь у нас общее семейное дело, – улыбается девушка. – До сих пор хорошо помню свою первую смену – волнение, страх, тревога: смогу ли переварить такой большой объём информации, а ещё масса людей, к которым требуется подход. Но мне кажется, что я смогу справиться. А когда надела форму, окончательно влюбилась в эту профессию. Адаптироваться к работе помогают не только коллеги, но и пассажиры – может, мне повезло, но я встречалась только с позитивными людьми. Это, конечно, окрыляет. И на каждую смену, хоть и приходится вставать в четыре утра, я иду как на праздник. 


На фото: Наталья Горобец, Елена Шаброва, Валентина Маликова, Татьяна Терёхина и Леся Москаленко (слева направо) свою профессию ценят и любят
Наталья Кузьмина