24 января 2022 06:15

24 января 2022 06:15

Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: Наталья Кузьмина

Порядок по науке

Использование бережливых проектов позволяет быстрее ремонтировать пригородные электропоезда

«Бережливая» система – идеальная модель, которую можно адаптировать в любой сфере. Непрерывное совершенствование всех этапов производства, технологических процессов позволяет выстроить максимально эффективную работу при минимальных затратах. В Дальневосточной дирекции моторвагонного подвижного состава благодаря «умным» идеям наведение порядка в прямом и переносном смысле стало залогом успешной работы. А как иначе, если на кону стоит обслуживание пригородного парка магистрали? Об этом читайте в нашем интервью с главным инженером Дальневосточной дирекции моторвагонного подвижного состава Геннадием Полыгаловым.

Геннадий Полыгалов. Фото Наталья Кузьмина– Геннадий Александрович, почему позиция постепенно улучшать внутренние процессы и технологии сегодня выгодна? Всё дело в «бережливом» подходе?
– Действительно, наши проекты, реализованные, например, в этом году, как раз иллюстрируют это правило – в них ставка делается прежде всего не на большой экономический эффект, а на ликвидацию зазоров, что позволяет даже на маленьком этапе работать без потерь. Они помогают отладить любой рабочий процесс, поднять его производительность, облегчить ручной труд слесарей. Сегодня часто можно слышать от работников: дайте что-то, и будет лучше. Но эта ситуация чревата ожиданием денег, новых возможностей, удобного случая. В наших же проектах – другой подход.

Специалист должен понимать, что и как необходимо отладить в своём процессе. Например, это может быть и просто порядок по системе 5S на рабочем месте. Так, с 2012 года мы начали проводить в депо демонтаж старых помещений, ремонтировать цеха и параллельно наводить порядок по науке. И этот опыт очень показателен: если бережливое производство внедрять на практике системно, то на выходе эффект окажется такой, какой мы и ожидаем.

Например, в автоматном цехе у каждого слесаря теперь свой личный ящик с инструментами, где всё разложено буквально по полочкам. Отладили и технологию. И несмотря на то, что людей стало меньше, обслуживание и ремонт электропоездов идут быстрее, потому что налицо экономия времени.

Постепенно мы навели порядок во всех цехах депо. В одном из них, например, где проходит ремонт крышевого оборудования, целенаправленно довели до ума склад запчастей на втором этаже. Здесь находится стратегический запас, необходимый слесарям в работе на высоте. И теперь им не надо бегать раз за разом куда-то за необходимой деталью, теряя при этом драгоценное время.

– Сложно ли мотивировать людей на поиск идей, работающих на пользу общего дела?
– Нет, не сложно. Ведь работники заинтересованы в том, чтобы не только отточить процесс, но и облегчить свой тяжёлый, часто ручной труд. А в итоге ноу-хау помогают на выходе поднять эффективность работы за счёт повышения качества и скорости ремонта. Один из наших проектов, заявленных в этом году, например, не приносит большой экономический эффект, хотя и 46 тысяч рублей – это деньги, поэтому он для нас очень важен.

Проект касается оптимизации технологического процесса смены тормозных колодок при проведении технического обслуживания в объёме ТО-3. Для этого электропоезд загоняется на позицию ремонта – на специальную канаву, где проводятся цикловые работы по ТО-3. А колодки раскладываются рядом около каждого вагона. Казалось бы, что реально сделать в этом случае? Оказывается, и здесь можно ещё чётче и грамотнее отладить процесс, используя прин¬цип визуализации. Мы нанесли специальную разметку для остановки первого вагона и для тормозных колодок. В итоге эта мера позволила сократить время работы слесарей на этом этапе ремонта. И такие несложные действия шаг за шагом позволяют наводить порядок на местах.

– Иначе говоря, работа по предотвращению потерь времени – очень действенный инструмент, используя который можно работать эффективнее?
– Практически каждый бережливый проект построен на этом принципе. Например, процесс обточки колёсных пар при проведении ТО-4 мы тоже успешно оптимизировали, оформив его в проект. И теперь отпала необходимость проводить лишние манёвры. А раньше, чтобы извлечь колёсную пару с критическими параметрами, специально приходилось вытаскивать поезд, выцеплять вагон, перетаскивать на вторую канаву, ставить на бандажный станок. Сейчас же слесари, прогнозируя пробег электропоезда, определяют необходимость заточки колёсной пары не по факту, когда она крайне необходима. Они заранее составляют график и при проведении ТО подтверждают «диагноз» и сразу же приводят колёсную пару в порядок, не отставляя её до следующего раза. В итоге мы сэкономили 20 минут ценного времени и, конечно, деньги.

– А рационализаторские предложения часто инициируются с мест?
– Рационализаторская работа, можно сказать, тесно вплетена в нашу повседневную жизнь. За 9 месяцев нынешнего года поданы 19 предложений. Некоторые из них ложатся в основу бережливых проектов. Например, мастер цеха приборов безопасности Александр Погребняк – настоящий наш мозговой центр, он постоянно генерирует интересные и актуальные идеи. В прошлом году благодаря его ноу-хау мы запустили проект, экономическая эффективность которого составила почти 190 тысяч рублей.

Его суть заключается в следующем. При выполнении технического обслуживания и проверки системы РПДА-ПТ (она расположена в кабине машинистов, и её функция заключается в том, чтобы учитывать основные показания счётчиков: расход электроэнергии, другие параметры) раньше необходимо было её демонтировать. Эталонный прибор, созданный Александром Погребняком, позволяет производить проверку прямо на месте, не извлекая оборудование. Применяя такой способ, мы работаем с прошлого года, что позволило не только сократить время на 42 минуты, но и упростить технологический процесс.

И, как вы видите, все наши проекты учитывают временной ресурс. Ведь сегодня, повторюсь, от того, как мы им распоряжаемся, зависит многое, в том числе качество и объём работы на выходе. И если человек понимает, что забирает время, то он сможет отладить любой процесс. В этом отношении философия бережливости чётко определяет понятия потерь, а значит, даёт ориентиры, где можно что-то улучшить. И в нашем коллективе это давно стало нормой – ведь от нашей работы, от состояния техники, выходящей на линию, напрямую зависит безопасность движения поездов. А к этому вопросу надо подходить комплексно.


На фото: Каждый цех по обслуживанию и ремонту электропоездов работает с учётом «бережливой» философии
Наталья Кузьмина