21 января 2022 23:56

21 января 2022 23:56

Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: Екатерина Крюкова

Николаич, выручай!

Через год работы в Хабаровской дистанции электроснабжения Александр Гридчин стал лучшим рационализатором железнодорожного транспорта

В этом году в сетевом конкурсе «Идея ОАО «РЖД» третье место занял электромеханик участка диагностики и метрологии Хабаровской дистанции электроснабжения Александр Гридчин. Общий экономический эффект его рационализаторских предложений за последние пять лет перевалил за миллион рублей. Наш герой уточняет, что это расчёты лишь по самым серьёзным. В дистанции к нему идут за спасением. Порой только он может создать то, что нужно, когда для этого ничего нет, кроме рук и знаний.

На сетевой конкурс выдвинули проект Александра Гридчина «Использование микросхемы LM 311АN в автомате наружного освещения». Годовой экономический эффект – почти 300 тысяч рублей. Микросхема позволяет дольше эксплуатировать устаревшие платы автоматов наружного освещения без последующего ремонта, так как в ней устранены технологические недостатки плат заводского исполнения. Ремонт вышедших из строя печатных плат можно проводить быстрее.

Создаваемые Александром Николаевичем инструменты, «приспособочки», решения, которые ускоряют или улучшают работу, давно перестали считать.

– Приносят много неисправного оборудования. Его либо неправильно подключили, либо безграмотно эксплуатировали, вот оно и вышло из строя. Коллеги приезжают из Розенгартовки, Дормидонтовки, с других станций, просят придумать что-нибудь. Я не могу им отказать. Человек ко мне десятки километров ехал за помощью, – разводит руками Александр Гридчин. – Вот, например, недавно привезли импортное зарядное устройство: схем нет, аналогов нет, запчастей нет. На линии даже для ремонта ничего не найдёшь. Я просто решил вставить свой кусочек схемы.

Отказать не может ещё и потому, что такая работа приносит ему удовольствие. Наш герой пришёл в Хабаровскую дистанцию электроснабжения в 1997 году и сразу попал в нужный коллектив. На участке тогда работали Лев Егоров и Эдуард Круглов. В основное рабочее время они занимались диагностикой опор контактной сети, а в свободное – изобретали, придумывали, искали решение реальных проблем. Например, на базе уазика сделали мобильную электротехническую высоковольтную испытательную лабораторию.

По всем правилам энергетики перерыв в энергоснабжении можно допускать не более 1,3 секунды. Из-за таких перерывов бывали сбои в работе устройств СЦБ. Чтобы определить проблему, нужно было точно измерить время паузы. Старые секундомеры измеряли с точностью до 0,1 секунды и были крайне неудобны в эксплуатации. Рационализаторы собрали электронный секундомер, который измерял с точностью до 0,001 секунды. Начали замерять время перехода, бестоковую паузу и, если за её время устройства СЦБ начинали работать неправильно, составляли акт. В управлении Дальневосточной железной дороги разработку одобрили и порекомендовали к внедрению.

Наш разговор прерывает рабочий сбой в работе электрокотла, отапливающего дистанцию. Александр Гридчин быстро даёт указания, обещает подойти. Система отопления – это тоже его разработка. Как-то в канун зимы локомотивное депо отрезало дистанцию от отопления. Пришлось экстренно изобретать. Две зимы ушло на то, чтобы отладить систему. Зато теперь в дистанции гарантированно тепло. А у электромеханика Гридчина появилась ещё одна общественно-бытовая нагрузка.

Через год совместной работы, в 1997-м, Лев Егоров, идейный вдохновитель коллектива, стал заслуженным рационализатором Министерства путей сообщения. В том же году Александр Гридчин получил звание «Лучший рационализатор железнодорожного транспорта».

Вскоре коллектив распался. Гридчин остался на участке один. Для нынешней молодёжи он – наставник. Смышлёных ребят много, но мало кто из них задерживается. Как говорит рационализатор, паровоз идёт дальше, а он продолжает изобретать.


На фото: Первые свои устройства Александр Гридчин вместе с коллегами изготавливал собственными силами
Екатерина Крюкова