24 января 2022 06:39

24 января 2022 06:39

фото: личный архив Виктории Иванченко

В унисон с развитием дороги

Ведущий технолог службы организации и оплаты труда Дирекции инфраструктуры Виктория Иванченко в области нормирования труда проработала более 30 лет

Только на первый взгляд может показаться, что работа инженера по организации и нормированию труда – кабинетная. Она не только связана с активными перемещениями, но и напряжённая, морально и психологически нагруженная. А если человек в сфере нормирования работает много лет, ему точно есть что вспомнить и рассказать – ведь процессы модернизации, которые шли в последние десятилетия, меняли эту область труда буквально каждый день.

– Я из небольшого посёлка в Магаданской области, где железной дороги не было, – рассказывает Виктория Анатольевна. – И по окончании школы я вообще не знала, куда поступать. Но однажды увидела в школе плакат, где приглашали учиться в ХабИИЖТ, и решила съездить. Понравилось, поступила и даже вышла замуж – за будущего железнодорожника. Получив дипломы, мы уехали на станцию Ружино. В локомотивном депо нас встретили отлично, и мне предложили должность нормировщика. А я даже понятия не имела, чем он занимается, ведь у меня был диплом инженера-механика.

Изучать профессию пришлось с нуля, но молодой специалист Иванченко с этим справилась. И годы работы в локомотивном депо вспоминает с теплотой:
– Руководители и специалисты депо были очень грамотные, с большим опытом и стажем, всегда старались помочь. Было трудно, но интересно. Приходилось штудировать укрупнённые нормы времени, изучать устройство локомотивов, вникать в технологические процессы. Тогда в депо осуществляли и ремонт, и эксплуатацию, ремонтный персонал и локомотивные бригады были на сдельной оплате труда. Мы внедряли бригадный метод оплаты труда с применением коэффициента трудового участия, разрабатывали нормированные задания для работников с повременной оплатой труда и условия материального стимулирования за их выполнение и перевыполнение.

Процесс электрификации, шедший к концу 1990-х годов очень активно, привнёс в работу нормировщиков разработку подготовительно-заключительного време¬ни локомотивных бригад по всем станциям, куда проводили электрификацию. За время работы Виктория большинство станций смены бригад и локомотивов от Находки до Хабаровска прошла своими ногами:
– Стояла задача объяснить локомотивным бригадам, из каких составляющих складывается их заработная плата. Я считаю, что каждый работник должен уметь самостоятельно рассчитать свою заработную плату. Для этого мы проводили занятия, разрабатывали памятки, оформляли стенды. И они старались, вникали, некоторые приходили по несколько раз. Приходилось терпеливо разъяснять. И результаты были. Однажды локомотивные бригады были направлены в командировку на другую дорогу. Вернувшись, один из машинистов зашёл ко мне и рассказал, как ему там неправильно рассчитали зарплату. А он разобрался и попросил её пересчитать. Мы гордились такими работниками.

Виктория Анатольевна рассказала мне про сопротивление локомотивных бригад, которое приходилось преодолевать при изменении участков обслуживания при смене тяги:
– Зато локомотивное депо Ружино существует до сих пор, люди работают и имеют стабильную и своевременную заработную плату. А ведь за время перестройки в Лесозаводске очень много предприятий было закрыто...

В настоящее время Виктория Иванченко работает в Дальневосточной дирекции инфраструктуры. Работа связана с тесным общением с представителями других железнодорожных профессий: монтёрами пути, слесарями-ремонтниками вагонов, электромеханиками СЦБ. Только цели и задачи инженера по организации и нормированию труда остаются неизменными.

– Целую книгу можно написать о том, что произошло за все эти годы, про людей, работающих на магистрали. Железная дорога развивается семимильными шагами, и часто я думаю: как же мы успевали и успеваем за всем этим? Наверное, потому, что эта работа – любимая, – заметила наша героиня.

На фото: В 80–90-е годы работа нормировщика была крайне далека от компьютерных технологий
Илона Бербер