24 января 2022 06:46

24 января 2022 06:46

фото: Наталья Кузьмина

Зона пересечения интересов

Китай и Южная Корея готовы развивать транзитные перевозки через Россию

Международные транспортные коридоры (МТК) «Приморье-1» и «Приморье-2» уже в ближайшие годы должны превратиться из многообещающих проектов в реальные транспортные артерии, а экономика региона вырасти на 30 %, прогнозируют эксперты. Эта актуальная тема сквозной линией проходила по многим секциям II Восточного экономического форума во Владивостоке.

Уже сегодня МТК «Приморье-1» работает с китайской стороной. Грузы в контейнерах идут из провинции Хэйлунцзян транзитом через порты Владивосток и Находка и далее морским путём в направлении зарубежных портов Японского и Восточно-Китайского морей. При этом, как отмечают наши соседи, грузовую «линейку» необходимо расширять.

– Сегодня, например, в Китае большим спросом пользуются продукты из России. И мы хотели бы поднять вопрос о расширении ассортимента товаров, поставляемых по железной дороге на экспорт в Китай, – отметил заместитель генерального секретаря ассоциации по развитию предприятий за рубежом Чжэньвэй Хэ. – В свою очередь мы готовы инвестировать и в агропромышленный комплекс Дальнего Востока. Но для этого необходимо сначала подтянуть логистику.

Пока же ряд инфраструктурных, технологических и нормативных ограничений существенно сдерживает рост китайского транзита через российский Дальний Восток. По словам главы Минвостокразвития Александра Галушки, инвестировать в развитие МТК «Приморье-1» необходимо, по предварительным расчётам, 145 млрд рублей, а в развитие «Приморья-2» – 170 млрд рублей. При этом выделять деньги из бюджета неправильно – необходимо привлекать частных инвесторов.

– В Китае мало предприятий знают о привлечении инвестиций на Дальний Восток. Пока ситуация складывается следующим образом: есть огромный потребительский рынок в нашей стране, и есть стоящий в стороне финансовый вопрос и возможности, которые могут дать вливания в российский бизнес, – считает председатель совета директоров корпорации «Сириус Холдинг» Жань Тао. – Наше предложение усилить информационное сотрудничество.

Другой дальневосточный транзитный коридор – «Приморье-2» сегодня  осуществляет в основном перевозки экспортного угля в Хуньчунь. И с каждым годом объёмы, идущие на ту сторону, растут: в 2015 году через Махалино прошло 1,2 млн тонн, а в первом полугодии 2016 года перевезено уже 1,1 млн тонн. Нужно оптимизировать госрегулирование при пересечении грузами границ двух стран, тогда эта артерия заработает ещё активнее, отмечают в РЖД.

Необходимо развивать и другой транспортный проект, включающий внешнеторговые перевозки по железнодорожному участку Хасан – Раджин (КНДР).

Как сообщил первый вице-президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин, после реконструкции участка северокорейской железной дороги от приграничной станции Туманган до порта Раджин в 2014–2015 годах было перевезено более 2 млн тонн грузов. В этом году перевозки составят ещё 1,5 млн тонн.

Сейчас здесь везут тоже в основном уголь, экспортируемый в Китай через порт Раджин. Хотя ранее заказчиком выступала и Южная Корея. В её планы входило возобновление сквозного железнодорожного сообщения на Корейском полуострове с выходом на Транссиб. Однако из-за обострения политической ситуации в регионе Южная Корея взяла паузу.

– Продвижение трёхсторонних проектов, включая логистический проект Хасан – Раджин, сталкивается с трудностями. В случае устранения политических барьеров можно будет возобновить работу по реализации проектов между тремя сторонами: Южная Корея – Россия – Япония и Южная Корея – Россия – Китай, – заявила президент Республики Южная Корея Пак Кын Хе.


На фото: На создание МТК «Приморье-2» повлияло возобновление работы в 2013 году российско-китайского погранперехода Махалино – Хуньчунь
Наталья Кузьмина