18 января 2022 22:40

18 января 2022 22:40

фото: Эдуард Круглов

Договор выполнен в новых условиях

Номинальная заработная плата на перевозках возросла на 4,7 процента, а в целом по всем видам деятельности – на 4,9 процента

Обе стороны – участники коллективного договора – выполнили свои обязательства. За шесть месяцев 2016 года Дальневосточная железная дорога направила на его выполнение около 3,9 млрд рублей. На совместном пленуме в Хабаровске руководство магистрали и дорожная профсоюзная организация подвели итоги выполнения обязательств коллективного договора в первом полугодии.

– Дальневосточная железная дорога в первом полугодии обеспечила выполнение бюджетных показателей производства. Тарифный грузооборот выполнен на 100,4 %. Пассажирооборот – на 100,7 %. Тонно-километровая работа к уровню прошлого года за счёт привлечения грузов выросла на 6 %. Наиболее заметный рост перевозок отмечен на пограничном переходе Камышовая – Хуньчунь, где перевезено свыше 1 млн тонн грузов с превышением к уровню прошлого года в 3,2 раза, – подвёл итоги работы магистрали начальник Дальневосточной железной дороги Николай Маклыгин. – По ряду объективных причин имеют место и потери. Например, собственная погрузка дороги. Поэтому задача привлечения объёма перевозок и увеличения собственной погрузки сохраняет свою актуальность и на второе полугодие.


Уровень организации эксплуатационной работы в сравнении с прошлым годом вырос. В условиях роста приёма гружёных вагонов на 4 % общий парк по дороге снижен почти на 15 %, что позволило повысить управляемость перевозочным процессом, сбалансировать выполнение объёма ремонтно-путевых работ, приём поездов и выгрузку вагонов. Положительная динамика зафиксирована по другому важному показателю работы – производительности труда. Она выполнена с превышением плана на 1,3 %, уровня прошлого года – на 10,8 %. По этому показателю дорога занимает второе место по сети, почти в два раза опережая среднесетевую динамику роста. Выполнение работниками своих обязательств перед компанией позволяет им претендовать на взаимное исполнение условий коллективного договора работодателем.

– Номинальная заработная плата на перевозках возросла на 4,7 %, по всем видам деятельности – на 4,9 %. Однако при этом реальная среднемесячная заработная плата не увеличена, а снижена на 2,7 %. В целом по компании реальная заработная плата в границах дорог снижена на 2,9 %, – привёл факты председатель Дорпрофжела на Дальневосточной железной дороге Виталий Бабий. – Вопрос проведения индексации заработной платы на уровень роста цен на товары и услуги остаётся одним из наболевших и высказывается целыми трудовыми коллективами. Проведённая в марте индексация на 2,2 % не способна в полном объёме сохранить уровень доходов работников, потому что потребительские цены в первом квартале выросли на 7,8 %.

Однако в новых экономических условиях изменилась зависимость размера зарплаты на карте работника от общих показателей работы магистрали.

– Дорогой в первом полугодии достигнуты очень хорошие результаты, по многим показателям есть улучшение к прошлому году. Руководство компании видит положительный тренд и принимает системные меры к развитию Восточного полигона. В текущем году сумма инвестиционных средств увеличена на 24 %. Это более 47 млрд рублей, – отметил начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД» Сергей Саратов, который также принял участие в пленуме. – Дорогой сделан серьёзный задел в плане производительности труда. Это второе место по сети. У вас резонно возникает вопрос о росте заработной платы. Коллеги, последние несколько лет мы жили в иных условиях, где эти составляющие не зависели друг от друга. Сейчас в структуре экономики и грузооборота всё изменилось. Смотрите, как растут грузооборот и выручка, доходная ставка у вас на дороге. Производительность выросла на 10 %, а выручка к прошлому году – только на 1,7 %. Не забывайте, мы платим зарплату не километрами и тонно-километрами, а рублями. С точки зрения экономики, зарплата у нас должна вырасти на 1,7 %.

Однако компания держит ситуацию под контролем. Как отметил Сергей Саратов, перед его департаментом стоит задача искать новые инструменты, чтобы увеличивать заработную плату.

По традиции вместе с руководителями на трибуну вышли и представители предприятий. Участие в пленуме – это возможность рассказать о проблемах коллектива, которые по тем или иным причинам не удалось решить на местном уровне. Говорили о необустроенных технических проходах и о низком качестве спецодежды, о нехватке душевых в локомотивном депо и о проблемах с жильём.

– В 2016 году открыты станция Пожарский и разъезд Барсовый. Появились новые рабочие места, это хорошо. Но, приступив к рабочим обязанностям, люди сталкиваются с проблемами. Во-первых, отсутствует жильё. Так, на станции Хасан в трёхкомнатной квартире проживают четыре молодых специалиста: два молодых человека и две девушки, – поднял больной вопрос начальник железнодорожной станции Пожарский Александр Харченко. – На нашей станции люди технологическим жильём не обеспечены. Есть проблема и с доставкой к месту работы. Новые станции построены, а дорог к ним нет.

Остаётся нерешённой проблема сверхурочных. Если на сети эту тенденцию удалось перебороть и показатель снижен до 20 часов, то на Дальневосточной на одного работника локомотивных бригад приходится до 47 часов. При этом 78 человек в первом полугодии отработали сверхурочно более 120 часов. Эта проблема беспокоит не только московских гостей конференции.

– Для стабилизации дел с укомплектованностью работниками локомотивных бригад были обучены 32 человека по программам «Машинист электровоза» и «Машинист тепловоза». В настоящее время обучаются ещё 33 человека. Количество помощников машиниста с правами управления – 108 человек. Казалось бы, это должно свести на нет сверхурочные часы, но не произошло, – рассказывает машинист электровоза эксплуатационного локомотивного депо Облучье Александр Шепелев. – Три работника нашего депо отработали более 120 часов сверхнормативной работы. От 90 до 108 часов отработали ещё 49 работников. Всего в первом полугодии 2016 года локомотивными бригадами допущено более 36 тысяч часов сверхурочной работы. Самая частая причина – наличие непроизводственных потерь рабочего времени. И только 2 % сверхурочных – по причине неукомплектованности штата.

Как отметил в завершение конференции Николай Маклыгин, все обозначенные коллективами проблемы будут решены. Часть из них, конечно, можно решить силами предприятия, без привлечения административного ресурса управления магистрали. Возможно, положительный опыт одних предприятий способен помочь другим в самостоятельном решении вопросов. На форуме по итогам года в докладах обязательно найдётся место обмену опытом.


На фото: На форуме отметили, что в целом работники и руководство всех предприятий полигона Дальневосточной железной дороги свои обязательства по коллективному договору выполнили
Екатерина Крюкова