24 января 2022 06:26

24 января 2022 06:26

фото: архив Анастасии Дашутиной

Поразило отношение к персоналу

В каких условиях работают железнодорожники в Австрии, рассказала участница международного проекта ОАО «РЖД»

За 10 дней работы в составе молодёжной делегации дальневосточница побывала в шести городах Австрии. Для экономиста станции Ванино Дальневосточной дирекции управления движением Анастасии Дашутиной минувший год прошёл под знаком проекта ОАО «РЖД» «Young Talents», главное событие которого – стажировка в компании «Австрийские федеральные железные дороги» (ÖBB). Сегодня она вернулась на родную станцию и теперь может со стороны посмотреть на работу предприятия, да и всей компании.

Анастасия Дашутина, фото из личного архива
– С чего началась подготовка к поездке в Австрию?
– С написания заявки – это заочный этап отбора. На очном этапе оценку кандидатов проводили сотрудники Центра внутренней политики и приглашённые бизнес-тренеры. Была защита презентации о себе на английском языке. Нужно было показать навыки владения языком. 

В остальные дни мы вместе с бизнес-тренерами изучали международный протокол, деловой этикет, навыки эффективной коммуникации. Кроме этого, были организованы встречи с руководителями департаментов ОАО «РЖД». Думаю, оценивалось всё: инициативность, качество и количество задаваемых вопросов, в том числе первым руководителям компании, стрессоустойчивость, выносливость, креативность. Наверное, здесь мне удалось неплохо проявить себя.

– Чтобы попасть в программу стажировок, нужно иметь диплом переводчика?
– Нет. Английский язык я изучала в университете. Вообще, это мой второй язык, первый – французский. В Ванино я живу почти три года, здесь непросто с изучением языков. Поэтому единственный источник общения для меня – Интернет, благо выбор языковых онлайн-школ большой. Занимаюсь двумя языками по скайпу.

– Для чего тебе нужна была эта стажировка?
– Я комсомольчанка, а в Ванино уехала за мужем. Могу сказать, что горжусь своей станцией, горжусь тем, что у нас постоянно растут объёмы работы. Станция сотрудничает с международными компаниями. Нам, в Ванино, этого опыта очень не хватает. Поэтому я хотела поехать на стажировку, чтобы посмотреть, как построена работа в другой стране.

– На каких объектах вы побывали?
– Мы изучили деятельность грузового центра и строящегося терминала «Freight Center Vienna South Terminal Wien Inzersdorf», побывали в главном офисе ÖBB, офисе департамента инфраструктуры, диспетчерском центре, электрической подстанции, локомотивном депо «TS Jedlersdorf», на строящемся тоннеле «Semmering tunnel», сортировочной станции «Villach Sud», сталелитейном заводе «Voestalpine Stahlwelt» и складах European Contract Logistics.

– Что больше всего впечатлило?
– Запомнилась организация работы с людьми: подчинённые чувствуют себя очень свободно с руководителями. Они гордятся результатом, которого достигают, знают, что их мнение ценят. Чувствуется командный дух.

– Все свободно владеют английским?
– Почти каждый говорит достаточно хорошо. В компании есть учебный центр ÖBB-academy. Раз в год сотрудники могут пройти здесь курс по иностранному языку. Можно также изучать экономику, принципы проведения успешной презентации, ораторское искусство. Есть специальные программы для тех, кто хочет построить управленческую карьеру или стать экспертом в какой-либо области.

При поддержке компании работники могут получить образование в университете. Это программа Bildungskarenz, по которой год можно учиться с отрывом от производства. При этом будет выплачиваться сокращённая зарплата. Учёба напрямую должна быть связана с деятельностью в компании. Программа финансируется государством.

– В ÖBB много работников без специального образования?
– Специализированных вузов нет, поэтому основное требование при приёме на работу – наличие высшего образования. Отбор проводит центр оценки персонала. Из 3000 претендентов в среднем проходят 50. Поэтому нет проблем с мотивацией. Принятые работники год стажируются в разных направлениях компании и только после этого делают выбор в пользу одного.

За счёт снижения уровня бюрократии, а также инвестиций в образование и здоровье людей есть положительная динамика роста удовлетворённости работников своей компанией. Кроме того, для семей с детьми есть возможность перейти на неполный рабочий день (80 % рабочего времени за 90 % заработной платы), предоставляются места в детских садах и услуги няни на определённый день или на выходные. 

– Как компания заботится о здоровье работников?
– Есть несколько программ по здравоохранению. Например, в дирекции инфраструктуры работникам каждую неделю выдаётся фруктовая корзина. Молодые работники медицинский осмотр могут проходить по желанию. Люди старшего поколения и работающие в особых условиях проходят его ежегодно.

Каждый сотрудник раз в год на неделю может поехать на оздоровительный отдых и выбрать разные программы: общефизические тренировки, комплекс для спины, здоровое питание, помощь в борьбе с курением. Три дня из них даются за счёт компании и два дня – в счёт отпуска.

– Как в Австрии готовят движенцев?
– Обучение на должность диспетчера проходит 6 месяцев в специальном обучающем центре, который располагается в Вене.

Опыт работы в должности станционного диспетчера (дежурного по станции), например, является отличным дополнением к знаниям руководителя крупной сортировочной станции, но необязателен для топ-менеджера, который управляет всеми сортировочными комплексами. Для этой должности приоритетнее знания в области экономики, менеджмента в сфере управления персоналом, юриспруденции.

Ещё один заинтересовавший меня факт: большинство офисных работников, а также сменный штат имеют бессрочные контракты, с фиксированным окладом и ежегодной индексацией на процент инфляции. От выполнения определённых плановых показателей премируется только руководящий состав.

О повышении фиксированного оклада можно договориться напрямую с руководителем. Также возможны разовые премии при реализации каких-нибудь новых проектов на высоком качественном уровне. При этом рацпредложения не подразумевают какого-то денежного поощрения.

– Стажировка закончилась, а что дальше?
– Вернулась на рабочее место, и наступили будни. Очень надеюсь на то, что инициативы, которые были выдвинуты нашей делегацией после стажировки, будут рассмотрены и принесут чуточку нового в жизнь нашей компании и каждого из нас.

Теперь у меня есть друзья-железнодорожники по всей России – очень талантливые, открытые и умные люди. Есть и хорошие отношения с коллегами из Европы: коллега из «Австрийских железных дорог» оказался поклонником России и стран бывшего СССР. Он уже несколько раз путешествовал по Транссибу от Москвы до Владивостока, мечтает попасть на Сахалин, и я обещала помочь ему в осуществлении этой мечты.

Участие в этой программе – мощная мотивация развиваться и расти дальше. И в нашей компании созданы все условия для этого. Главное – захотеть!


На фото: Делегация молодых работников компании учла  опыт австрийских коллег и подготовила ряд предложений для улучшения работы ОАО «РЖД»
Екатерина Крюкова