28 января 2022 22:52

28 января 2022 22:52

фото: архив Юрия Ласькова

Хранитель истории и герой

Коллектив хабаровского локомотивного депо так и не может демобилизовать директора музея предприятия, хотя ему исполнился уже 91 год

8 февраля 80-летие отметит локомотивное депо Хабаровск-2. Сегодня это несколько самостоятельных предприятий. Однако история у них общая и герои одни. Мы публикуем серию очерков о железнодорожниках, связавших свою жизнь с этим предприятием и написавших в его истории самые важные страницы. А начнём с рассказа о человеке, посвятившем предприятию более 55 лет жизни, – это создатель лучшего музея предприятия на Дальневосточной железной дороге Юрий Ласьков.

– В 1985 году я ушёл на пенсию. Приезжает ко мне начальник депо Коновалов, надо было 50 летие депо устроить. Говорит: «Михалыч, ты ещё нужен», – вспоминает Юрий Михайлович. – Привезли меня на партком. Говорят: «Ты уволился, а с партийного учёта не снялся. Вот тебе партийное поручение: организуй музей. Никакой тебе демобилизации. Давай трудовую книжку, снова принимаем тебя на работу».

От таких заданий не отказываются. Тем более все проголосовали за. Так после 35 лет работы в депо он снова вернулся на предприятие. И начал создавать музей с нуля, своими руками, собирать историю по крупицам. Если бы тогда ему сказали, что этот музей будет с блеском участвовать в конкурсах, войдёт в реестр профессиональных музеев России и информацию о каждом его экспонате занесут в специальный архив-хранилище в Санкт-Петербурге, он, скорее всего, не поверил бы. 

Закалка пехотинца, а потом и военного лётчика, в нём видна до сих пор. Вышло так, что после ранения в боях на Первом Украинском фронте его перевели в авиацию. Потом перебросили на Дальний Восток, в Хабаровск. Затем был Харбин. Великая Отечественная закончилась, а он всё ещё не возвращался на Родину: разгорелся конфликт на Корейском полуострове. Только о том Юрий Михайлович не рассказывает: «Об этом не говорят...» На этом точка.

– В конце войны в депо работали одни женщины. В беретиках бегали, – вспоминает он и хитро улыбается, отшучиваясь. – Посмотрел я на это и решил, что сюда приду, токарничать буду. 

Так и устроился в депо в 1950-м. Через четыре года Ласькова избрали председателем профкома. После двух сроков работы избрали в третий раз. Хотя по закону более двух сроков профорг работать не мог. Он настойчиво отстаивал права своих коллег, поэтому и сделали исключение. И после выхода на пенсию готов был побороться за место на музейных стендах для каждого героя.

В депо нашего героя знали как плотника с золотыми руками. Став директором музея он своими руками мастерил витрины. Помогли и годы увлечения фотографией. Кстати, именно фотографии стали самыми главными экспонатами в начале работы музея. Благодаря им и собиралась коллекция.

– Когда надо было собрать экспонаты, я шёл в наши школы, 40-ю и 76-ю, на классные собрания. Звал в музей. Ребята приходили на экскурсию: «Дядя, а почему у вас нет фотографии моей бабушки? Почему нет дедушки, он ведь тоже в депо работал», – вспоминает он первые экскурсии. – Приносите, говорю, фотографии.

И понесли. Экспонаты собирали всем миром. А ещё Юрий Ласьков проделал огромную работу в архивах и хранилищах – добыл ценнейшие документы. Сегодня в музее собрана вся самая достоверная история депо.

В 2005 году Юрий Михайлович всё-таки демобилизовался. Но дело его не забыто: музей продолжает процветать, коллекция его обновляется, выставки – одна интереснее другой. Однако дело своё он не оставляет. Продолжает рассказывать журналистам и школьникам историю предприятия и Дальнего Востока. Ведь, как никто другой, он знает, что здесь всегда работали уникальные люди.


На фото: В конце войны молодой лётчик Юрий Ласьков по военным делам побывал в локомотивном депо Хабаровск-2 и решил, что после войны обязательно придёт сюда работать
Екатерина Крюкова