24 января 2022 07:31

24 января 2022 07:31

фото: Вера Григорьева

Дорога, которая мне дорога

В жизни Анатолия Манухи самая важная стройка – Байкало-Амурская магистраль

В январе 1977 года сдана в эксплуатацию железнодорожная линия Бам – Тында, которая открыла путь в трех направлениях: на север – к Нерюнгринскому угольному бассейну, на запад – к месторождениям удоканской меди и на восток – к Тихому океану. Непосредственным участником стройки на участках Малого БАМа стал Анатолий Мануха.

– Дорога от станции Бам до Тынды стала моим первым отрезком на «стройке века», – рассказывает Анатолий Зиновьевич. – К этому времени я уже имел опыт строительства железных и автодорог в центральной России и на Дальнем Востоке. В 1967 году я трудился на сооружении земляного полотна железнодорожной линии Варфоломеевка – Новомихайловка (село Чугуевка) в Приморье, где прошли детские и юношеские годы писателя Александра Фадеева. В то время я зачитывался его романом «Молодая гвардия». На БАМе начал работу в мехколонне № 94, а позже перевелся в мехколонну № 116 треста «Бамстроймеханизация», где за 10 лет прошел путь от прораба до заместителя начальника по производству. В эти годы наша мехколонна за перевыполнение плана строительно-монтажных работ и отсыпки грунта дважды получала переходящее Красное знамя по итогам соцсоревнования.

Перед коллективом мехколонны стояла задача – готовить и сдавать под укладку верхнего строения пути сотни километров земляного полотна, укладывать грунт в тело будущей дороги. Механизаторы шли по свежевырубленной просеке, оборудовали карьеры, делали отсыпку. 

– Ветка Тында – Беркакит была для нас самой сложной, ведь дорога прокладывалась через Становой хребет, мы шли следом за взрывниками, разрабатывали скальные выемки в суровых климатические условиях Крайнего Севера. 

Позже Анатолий Зиновьевич строил и другие участки БАМа. 

– За год на БАМе укладывалось около 350 км верхнего строения пути. Сейчас трудно представить такой темп строительства. Каждый работал для страны, как для себя. Я счастлив, что попал на эту уникальную стройку, – признается почетный транспортный строитель. 

За многолетний добросовестный труд Анатолий Мануха награжден орденом Трудового Красного знамени, медалью «За строительство БАМа», юбилейным знаком отличия «За заслуги в транспортном строительстве 1 степени» и другими памятными медалями, в том числе к 100-летию со дня рождения первого начальника Главбамстроя Константина Мохортова.

48 лет отдал транспортному строительству наш герой. За время работы в «Бамстроймеханизации» в должности начальника ПТО принимал участие и в других мощных строительных проектах: автодорога Чита – Хабаровск, объекты Сочинской Олимпиады, железная дорога от Улака до Эльги и вторые пути линии Карымская – Забайкальск. Но главной своей дорогой Анатолий Мануха считает БАМ.


На фото: Анатолий Мануха отдал транспортному строительству 48 лет жизни
Вера Григорьева